Цель. Знакомство с музыкальной грамотой. Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к музыке. Ход занятия. М.р. Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки. Мы, ребятки дружно, вместе Совершаем бег на месте. Если в сердце не покой, Громко топнули ногой! И другой! А теперь мои хорошие Громко хлопайте в ладоши! Вы улыбками со всеми поделитесь! И садитесь! М.Р Ребята, что мы сейчас делали? Дети. Топали, хлопали, шумели. М.Р. Как можно назвать такие звуки? Дети. Шумы. М.Р Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам которые окружают нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков. Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ) Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать. Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы) Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (шуршание) Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это тоже звуки, но какие? Шумовые? (ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Часто голос человека сравнивают с музыкальным инструментом – скрипкой. Давайте повторим: какие бывают звуки? Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах) М.р. А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные. Предлагаю вам сыграть в интересную игру. Хотите ребята? Игра «Звуки мы идем искать» (Педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова) Раз, два, три, четыре, пять! Звуки мы идём искать! Пластиковый, деревянный, Металлический стеклянный! (Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.) М.Р. А сейчас проведем небольшую викторину. Разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным. (пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано) А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его? Дети по голосу определяют ребят. Игра «Узнай по голосу» Поиграй-ка Ваня с нами, выходи скорей вперёд И с с закрытыми глазами Догадайся кто поёт? (сб. «Музыка в детском саду» Н.Ветлугина) М.р. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы. Кто такой композитор? Кто такой музыкант? Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей) Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы! А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль. Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова) Логоритмическая композиция Соколовой Е.Е. “На воздушном корабле” 1.Мы летим над облаками, (Развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево) Мы хватаем их руками, Выполнять хватательные движения вправо-влево(4 раза) Задеваем головой. Ой! (Наклонить голову и накрыть её двумя руками). Если дома не сидится (поманить к себе три раза одной рукой.) Приглашаем прокатиться три раза – другой. По дорожке голубой. (Вытянуть обе руки вперёд и развести их в стороны, ладошками вверх). 2.Радуга цветная (Нарисовать радугу правой рукой слева направо.) спинку выгибает (Нарисовать радугу левой рукой слева направо) Это нам от солнышка (Руки согнуты в локтях(локти внизу)ладони повёрнуты Тёплого привет. (На зрителя, пальцы растопырены. Поднять руки вверх и опустить(2 раза) Звёздочки мигают, (Обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки на уровне глаз (4 раза) Нам добра желают, (Скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево) Мы им улыбнёмся (Улыбнуться, развести руки в стороны) И споём в ответ. (Положить руки на колени) Ля-ля-ля… (пропеть короткую мелодию, легко похлопывая по коленям) Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку. Веселые крючочки На линейках сидят На линейках сидят Песни петь велят? (ноты) Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль») Кто же, кто же –он такой? Нотной азбуки король? Стоит на оной ножке, ждёт ноты на дорожке. Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками. Дети рассказывают о нотах, и располагают их на нотном стане Нота «до» «До» бежит домой по дорожке, «До» добралась до ворот Вверх по лесенке идет. Нота «ре» Нотка спряталась в норе, Под первой линеечкой Нота «ми» На линейке первой – «ми»! Музыканты знают это! Вот теперь и ты пойми: Нот других со мною нету! Нота «фа» «Фа» - в лесу кричит сова! Нота «соль» На второй линейке – я, Нотой «соль» зовут меня. Нота «ля» «Ля» - запела вся земля! Нота «си» Нота «си»! Я – тоньше всех, Вот и забралась наверх. Я живу над «ми» и «соль», Третья линеечка – адрес мой! На пяти линейках Весело и дружно Ноты все живут. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут! Дети поют гамму Вот теперь все нотки в сборе, Значит, петь сумеем вскоре! По лесенке -чудесенке. Так легко вверх, вниз шагать Ноты нужно изучать, Чтобы спеть нам песенку! Песня «38. Топ и хлоп» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева) М.р. Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить. Покажите, какие вы веселые и дружные. Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева) Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм. Игра «Музыкальное лото» Сказка –шумелка «Курочка Ряба» - дети при помощи музыкальных инструментов озвучивают сказку. (дед-бубен большой, баба – бубен маленький, курочка- металлофон, яичко- треугольник, мышка- колокольчик) М.р.- Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город? Давайте споем песню о Родине, о своём родном крае. Песня «У моей России» М.р: Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим! Под музыку дети уходят из зала. Используемая литература. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с. «Музыка в детском саду» Н. Ветлугина «Праздник каждый день» И.Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении» Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г. Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г. Журнал «Колокольчик»№25 2002г.