НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Козлова Е.А. Проектный метод в экологическом воспитании школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.
Современному педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Проектная деятельность предполагает замену образования абстрактного, оторванного от жизни, направленного на заучивание теоретических знаний, на образование «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка, предполагает освоение способа самостоятельного познания окружающего мира.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [1].
Проект – это «шесть П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [3].
Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.
Преимущества применения проектного метода
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по ее результатам.
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме:
·           самостоятельно выявлять проблемы;
·           самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
·           конкретизировать тему проекта;
·           планировать самостоятельную работу;
·           выбирать рациональные и оптимальные способы достижении цели;
·           формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
6. Обучающиеся участвуют с проектами в различных районных городских, научно-практических конференциях, где занимают призовые места и награждаются дипломами:
7. Работа в качестве учителя - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя. Организуя выполнение проектов обучающихся, сама участвую в различных проектах, конкурсах, фестивалях от муниципального до Всероссийского уровней. Метод проектов использую в методической работе при проведении семинаров, педсоветов, творческих отчетов:
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально помогает мне формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. [2]
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1.        Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
2.        Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3.        Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4.        Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5.        Количество участников проекта (групповой или персональный).
Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.) [4].
Продукты проектной деятельности, которые использую на уроках и внеклассной работе:
·           анализ данных социологического опроса;
·           атлас;
·           атрибуты несуществующего государства;
·           бизнес-план;
·           газета;
·           журнал;
·           законопроект;
·           игра;
·           карта;
·           коллекция;
·           мультимедийный продукт;
·           оформление кабинета;
·           прогноз;
·           путеводитель;
·           серия иллюстраций;
·           сравнительно-сопоставительный анализ;
·           статья;
·           сценарий;
·           экскурсия;
·           путешествие.
Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках и внеклассной работе:
·           деловая игра;
·           продукта, выполненного на основе информационных технологий;
·           защита на Ученом Совете;
·           иллюстрированное сопоставление фактов, карт;
·           научная конференция;
·           научный доклад;
·           отчет исследовательской экспедиции;
·           пресс-конференция;
·           путешествие;
·           реклама;
·           ролевая игра;
·           экскурсия;
Хотелось бы поподробнее остановиться на проектах, которые получили высокую оценку на городском, областном, региональном и международном уровне:
- познавательно-исследовательский проект - экологическая газета «100 летию Заповедной системе России посвящается»; проблема охраны окружающей среды вокруг озера Байкал;
- познавательно-информационный проект «Классные новости»- видео новости в сети интернет, проект направлен на привлечение учащихся города Иркутска к проблемам загрязнения окружающей среды;
- информационный-общешкольный проект «Наш Байкал», проект направлен на ознакомление учащихся школы с уникальностью озера;
- общешкольный творческий проект «Лесная красавица» был направлен на привлечения учащихся к проблеме вырубки хвойных деревьев во время празднования нового года;
- индивидуальный исследовательский проект «Загрязнение окружающей среды современным упаковочным материалом», проект направлен на проблему утилизации бытовых отходов;
В рамках проектной деятельности формируются важные компоненты экологической культуры школьников: экологических знаний и экологического сознания. Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике. Позитивной чертой технологии экологического проекта является его органичное включение в образовательно - воспитательную деятельность школы, так как вокруг его реализации объединяются администрация школы, педагоги, учащиеся, родители и общественность.
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебноепособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
3. Соловьев И. М. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
4. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебноепособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2018