Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Хохлова А.О. Особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзии

Библиографическое описание:

Хохлова А.О. Особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзии // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Аннотация. В статье обосновывается проблема снижения учебной мотивации в подростковом возрасте, рассматриваются особенности мотивации учебной деятельности подростков с нарушениями зрения (слабовидящих), обучающихся в условиях инклюзии, предлагаются условия коррекционной работы, направленной на повышение учебной мотивации слабовидящих подростков.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, подростковый возраст, нарушения зрения, слабовидящие подростки.

Подростковый возраст является важнейшим этапом онтогенеза. Охватывая возрастные границы жизни с 11 до 16 лет, в котором условно выделяются подэтапы младшего (11 – 12 лет), среднего (13 – 14 лет) и старшего (15 – 16 лет) подросткового возраста, этот период помогает постепенно перейти от детства к взрослости. Подростковый возраст является непростым, кризисными этапом жизни, и прохождение пубертатного кризиса позволяет ребенку обрести самосознание.

Исследователи в области возрастной психологии подчеркивают, что рассматриваемый этап онтогенеза связан со становлением многих важных психических новообразований, одним из которых является смена ведущего вида деятельности [Кулагина 2006]. До начала этого сложного жизненного периода ведущей деятельностью ребенка было учение – в младшем школьном возрасте он вступал в новую для него социальную ситуацию развития (школьную жизнь) и активно овладевал умением учиться. Парадоксальность подросткового возраста состоит в том, что формально учебная деятельность продолжает оставаться главной для ребенка, так как он по-прежнему решает множество постоянно усложняющихся учебных задач, однако психологически на первый план для него выходит общение со сверстниками. Именно общение со сверстниками является истинной ведущей деятельностью сложного подросткового периода, так как в ходе него удовлетворяются важнейшие потребности этого этапа онтогенеза (в самоутверждении, рефлексии, в признании другими, в понимании себя и своего места в мире, во взрослении и обретении самостоятельности, в отделении от родителей). Такая парадоксальность в ведущей деятельности таит в себе высокие риски снижения качества учебной деятельности, в основе чего лежит снижение мотивации учения.

Известно, что базисом любой деятельности, в том числе и учебной деятельности, выступает мотивация. Учебная мотивация (мотивация учения, мотивация учебной деятельности, учебно-познавательная мотивация) представляет собой сложное, иерархическое психическое образование в виде совокупности соподчиненных мотивов, а также учебных целей и намерений, способов реагирования на трудности и неудачи в учебной деятельности, ожидания и представления по поводу своего потенциала и достижений, успехов и неудач [Гордеева, Шепелева 2011]. Мотивы учения разнообразны: познавательные, лежащие в плоскости учебной деятельности (собственно учебно-познавательные, широкие познавательные, самообразование, ориентация на содержание и/или на процесс учения), социальные, лежащие вне плоскости учения (долг, ответственность, самоопределение, самосовершенствование, благополучие, избегание неудач, стремление к успеху, социальное сотрудничество) [Хайдаров 2009]. Сочетание этих мотивов обеспечивает вектор направленности учебной мотивации – положительный (стремление к знаниям, к высоким отметкам, к получению благодарности, к подражанию), нейтральный (стремление социального одобрения, получении вознаграждения), отрицательный (отсутствие желания учиться) [Бычкова 2013].

В подростковом возрасте часто мотивация учения снижается, так как в общей иерархии мотивов на первое место выходят мотивы, связанные с ведущей деятельностью этого этапа онтогенеза – общением со сверстниками. Это явление снижения мотивации характерно как для подростков с нормотипичным развитием, так и для подростков с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями зрения. Подростки с нарушениями зрения развиваются по тем же онтогенетическим законами, что и дети без патологии органов зрения, то есть также остро переживают пубертатный кризис. Помимо этого, тяжесть нарушений зрительной функции в сочетании с личностными особенностями обусловливают развитие мотивационной сферы детей с нарушениями зрения на протяжении всей их жизни, и к подростковому возрасту многие из них подходят с несколько сниженной учебной мотивацией. В сложный подростковый период их мотивация учения может еще более снизиться. Исследователи указывают на такие характеристики мотивации учебной деятельности подростков с нарушениями зрения, как стремление преимущественно к избеганию неудач, а не к достижению успеха, большая ориентированность на содержательную, а не на смысловую сторону учения, высокое внимание результатам учебной деятельности как к факторам адаптации в социуме [Евмененко, Трущелева 2008]. Особенно остро негативные мотивационные проявления могут выражаться у подростков с нарушениями зрения, обучающихся в условиях инклюзии, так как они, находясь среди сверстников, не имеющих патологии органов зрения, могут чувствовать себя по сравнению с ними менее комфортно и менее уверенно, что, в свою очередь, провоцирует снижение интереса к учебе при росте болезненных переживаний своей неполноценности.

Понимая важность учебной мотивации в успешном прохождении пубертатного кризиса, в социальной адаптации, в гармоничном психическом развитии, в уверенности в себе, мы посчитали необходимым исследовать особенности мотивации подростков с нарушениями зрения, обучающихся в условиях инклюзии. Такое исследование было осуществлено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 57» г. Курска, в котором созданы классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих) и осуществляется инклюзивное образование по адаптированным образовательным программам. Была определена выборка исследования: 22 обучающихся среднего подросткового возраста (13 – 14 лет), объединенных в две группы – контрольную (11 обучающихся с нормотипичным развитием) и экспериментальную (11 слабовидящих обучающихся). Применялся комплекс диагностических методик: анкета «Диагностика уровня школьной мотивации» (автор Н.Г. Лусканова), методика «Изучение мотивационной сферы обучающихся» (автор М.В. Матюхина), опросники «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» и «Диагностики личности на мотивацию к успеху» (автор Т. Элерс).

Количественные результаты, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели учебной мотивации подростков с нормотипичным развитием и с нарушениями зрения (слабовидящих)

Качественный анализ полученных в ходе проведенного исследования результатов показал, что особенности учебной мотивации слабовидящих подростков (в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками) состоят в следующем:

- в несколько более сниженном общем уровне мотивации учения;

- в нахождении на верхних ступенях иерархии мотивов учения таких мотивов, как благополучие, престиж, избегание неприятностей, социальные мотивы;

- в нахождении на нижних ступенях иерархии мотивов учения таких мотивов, как долг и ответственность, самоопределение и самосовершенствование, содержание учения;

- в более выраженная мотивация избегания неудач вследствие склонности к тревожности, защитным реакциям, чувством стыда и унижения при неуспехах в учебе;

- в менее выраженная мотивация стремления к успеху в учебе.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что слабовидящие подростки, обучающиеся в условиях инклюзии, испытывают проблемы мотивационного характера вследствие недостаточной сформированности учебной мотивации, а потому нуждаются в систематической и целенаправленной работе по их коррекции. Мы полагаем, что такая коррекционная работа будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

1. Включенность работы по формированию положительной учебной мотивации в структуру обшей программы коррекционной работы. Данное условие предполагает, что слабовидящие подростки имеют многочисленные особенности развития, и недостаточная сформироанноть учебной мотивации – важная, но не единственная проблема, с которой они сталкиваются в подростковом возрасте. Поэтому необходимо системно работать над всеми личностными особенностями их развития в рамках реализации комплексной программы коррекционной работы, и важно в нее включить в качестве структурного блока или подпрограммы работу по повышению учебной мотивации.

2. Включенность в работу по формированию положительной учебной мотивации обучающихся подросткового возраста с нарушениями зрения, а также родителей, учителей. Это условие также позволяет комплексно подойти к решению мотивационных проблем учебной деятельности, поскольку и родители, и учителя, будучи значимыми взрослыми для слабовидящих подростков, влияют на мотивацию учения, определяя социальную ситуацию их развития. Работа с самими слабовидящими подростками, с их родителями и учителями позволяет создать единую мотивационную среду в семье и образовательной организации (оптимизировать ее), что в итоге благоприятно сказывается на росте учебной мотивации.

3. Сочетание фронтальной работы с индивидуальной. Это условие означает, что, несмотря на выявленные нами общие особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, у каждого из них могут наблюдаться индивидуальные мотивационные характеристики. Например, одни и те же проявления мотивации учения могут задаваться совершенно равными причинами, лежащими в плоскости семейного воспитания, организации учебного процесса и так далее. Поэтому важно уделять внимание индивидуальным проявлениям мотивации учебной деятельности, выявлять причинно-следственные связи, устранять или хотя бы минимизировать их в ходе индивидуальной работы как с самими подростками, так и с родителями и учителями.

4. Сочетание коррекционных, развивающих, профилактических, консультативных, информационно-просветительских мероприятий. Фактически эти мероприятия охватывают все направления коррекционной работы со слабовидящими подростками, что позволяет вести работу по повышению их мотивации системно.

5. Учет ведущего вида деятельности слабовидящих обучающихся подросткового возраста. Данное условие означает, что в работе по повышению мотивации нужно принимать во внимание, что ведущей деятельностью этих детей является не учение, а общение со сверстниками. Именно через общение со сверстниками, через удовлетворение потребности в принятии сверстниками следует строить коррекционную работу. Оптимальным нам видится проведение тренинговых занятий со слабовидящими подростками, так как в ходе них они могут активно общаться друг с другом, делиться своими переживаниями, обмениваться мнениями, спорить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения сверстника. Форма тренинга позволяет удовлетворить потребность в общении, и в этом состоит опора на ведущую деятельность, а содержание тренинга посвящено учебной деятельности, и в этом состоит суть работы по повышению мотивации учения.

Таким образом, подростковый возраст связан с высокими рисками снижения учебной мотивации как у детей с нормотипичным развитием, так и у детей с нарушениями зрения. Проведенное исследование подтвердило сведения, представленные литературных источниках, о том, что в развитии мотивации подростков с нарушениями зрения (слабовидящих) есть определенные особенности, в сравнении с их сверстниками, не имеющими патологии органов зрения. К их числу относятся некоторое снижение уровня мотивации учения, более частое доминирование в структуре мотивов учения мотивов благополучия, престижа, социальных мотивов, ориентированность чаще не на успех в учении, а на избегание неприятностей. Работу по повышению учебной мотивации слабовидящих подростков важно строить, опираясь на ведущую деятельность подросткового возраста (общение со сверстниками), вовлекая в нее родителей и учителей, проводя не только коррекционно-развивающие, но и профилактические, консультативные, информационно-просветительские мероприятия.

Библиографический список

1. Бычкова Л.А. Формирование положительной мотивации у обучающихся – важнейшее условие повышения качества образования, 2013 [Электронный ресурс] URL: https://sch1368uz.mskobr.ru/files/%20полож%20мотив.pdf#:~:text=¢%20Мотивация%20учения%20может%20быть,одобрение%20или%20обещанный%20подарок%20родителями...) (дата обращения: 26.05.2023).

2. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. – Сер. 14. Психология. 2011. № 3. С. 33-45.

3. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 220 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Норма, 2006. 175 с.

5. Хайдаров Ф.И. Развитие профессиональных компетенций человека на протяжении всей жизни // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Область наук: Науки об образовании, 2009 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.05.2023).
2023