Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf
«Учебное сотрудничество – это работа ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций точек зрения всех участников взаимодействия и их координация…».
Г.А. Цукерман
Ребенок растет, и каждому, кто его окружает и принимает участие в его воспитании, хочется, чтобы он становился все более самостоятельным, научился бы преодолевать трудности, в том числе и учебные. Главным средством преодоления трудностей является умение адекватно оценить себя, свои возможности и достижения. Но прежде чем ребенок научится себя оценивать самостоятельно, он ориентируется на оценку взрослого, и его самооценка вырастает именно из оценок взрослого. Как же сделать так, чтобы взрослые своим оцениванием не подавляли бы ребенка, а способствовали формированию его адекватной самооценки. Очевидно, что без оценок нельзя учить детей. Похвала им необходима, также как необходимы им и указания на ошибки, недочеты и неточности. Но одинаково вредны и безудержность, и субъективность критики. Как же дозировать оценку?
В этом, надеюсь, помогут родителям и воспитателям ребенка правила «техники оценочной безопасности», описанные в книге Г.А. Цукерман «Школьные трудности благополучных детей».
1)Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» (а для кого-то и «четверка») - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от родителей он ждет спокойной помощи, которая может заключаться в совместной выработке стратегии устранения этих ошибок.
2)Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. «Опять грязь в тетради! И вещи раскидал! И портфель не сложил!» Успокойтесь. Знайте меру. Еще немного, и ваш ребенок просто «отключиться» и перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который для вас наиболее непереносим, который хотелось бы ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
3)Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Но как выбрать самое главное? Ведь многие недостатки ребенка - звенья одной цепи. Посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы, скорее, встретите понимание и единодушие. Но, если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, то не корите его за почерк.
4)Правило четвертое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована «пятерка» - умнице Насте или идеальной записи в ее тетради? А «двойка» - рассеянному Коле или шести пропущенным буквам? Ребенок любую отметку читает по-своему: «Я – хороший» или «Я-плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят». И здесь начало отчуждения. очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа «Надо же быть таким растяпой!» и говорите только о том, что из первой строчки куда-то отлучились три буквы. Тем самым вы избежите самооправдания ребенка «А я рассеянный», которым он очень скоро станет прикрывать свою безграмотность. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ребенку отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!» Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть более безличной: «Когда цифры пишутся неразборчиво, часто появляются ошибки на вычисление». Такого рода форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к занятиям, на его вере в успех.
5)Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.
6)Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка – это своеобразная точка опоры для ребенка. Постарайтесь выделить из потока неудач крошечный островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Помните, что достоинства у ребенка есть сейчас (а не возникнут в результате систематических занятий работы над собой), и это должно быть отражено сегодня в вашей оценке.
7)Правило седьмое: оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень различных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи такого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Не так уж трудно оценить все по отдельности. Например, «Порядок действий при решении задачи ты знаешь хорошо. Молодец. Складываешь без ошибок. А вот в вычитании встречаются ошибки». При дифференцировании оценки у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «еще не знаю, но могу и хочу узнать». Но как достичь этого «хочу»? Об этом трактует восьмое правило.
8)Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели, и он попытается их достигнуть. Если он сделал в диктанте 10 ошибок, не берите с него обещания постараться и следующий диктант написать без ошибок. Договоритесь с ним, что ошибок будет не более восьми, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто.
9)Для того чтобы все названные правила оказались действенными, необходимо объединить их в последний - девятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. А как уже было замечено выше, умение себя оценить является главным средством преодоления учебных трудностей.
Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Кстати, для ребенка совершенно естественно отдельно оценивать каждое свое усилие, а их было много: он заставил себя сесть за уроки вовремя; вспоминал, выводил буквы; не думал о постороннем. … Но как оценить грамотность, если мама помогла найти 6 ошибок? «Мам, а 6 ошибок - это очень много или не очень?» А умница-мама предлагает честную арифметику: «В тексте 21 безударная гласная (кстати, их совместный поиск – дополнительная орфографическая тренировка), ты ошибся в шести, а 15 написал правильно» - «Мам, так я не самый безграмотный! Я уже что-то могу?!»
Ради этого «я могу», может, и стоит освоить общедоступные правила техники оценочной безопасности, принципы врачующей любви к ребенку, но любви именно к этому, сегодняшнему ребенку со всеми его трудностями и проблемами. Каким его мечтают видеть родители и воспитатели, ребенок станет, может, уже завтра. А ваша помощь и поддержка ему нужна здесь и сейчас.
Удачи вам, родители, в этом нелегком, но при этом очень радостном труде – воспитании ребенка.
Литература:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989.