Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf
В 7 классе обучающиеся сталкиваются с тем, что привычный предмет математика разделяется на два предмета: алгебра и геометрия. В большинстве случаев алгебра в отличие от геометрии не вызывает сложностей, это связано с тем, что в курсе геометрии изучается большой объем новой информации, в рамках которого рассматриваются строгие определения, теоремы и их доказательства, которые мало просто заучить, их нужно понять.
При изучении геометрии обучающимся необходимо:
1. изучать теоретические основы каждой темы;
2. научиться применять теоретические основы при решении задач.
Курс геометрии основной школы включает большие объемы теоретического материала. Перед каждым преподавателем стоят задачи в организации изучения и систематизации этого материала.
Для этого преподаватели практикуют фиксирование материала в отдельных тетрадях (справочниках), использование готовых печатных материалов или шаблонов для заполнения. Организация данных видов деятельности затрудняется во время дистанционного обучения, так как преподаватель не может контролировать ведение теоретических конспектов, которые играют важную роль при изучении геометрии.
Решение данной проблемы возможно при использовании цифровых ресурсов, которые будут доступны как преподавателю, так и обучающимся. Одним из примеров такого цифрового ресурса является доска Padlet [3].
Padlet — виртуальная доска для онлайн-уроков, инструмент дистанционного обучения, который можно использовать почти на любых предметах.
У доски Padlet обширный функционал. Оформить доску можно с помощью разных шаблонов: стена, холст, лента, раскадровка, колонки, карта или хронология (см. рис. 1).
Рисунок 1. Шаблоны для создания доски Padlet
Виртуальную доску Padlet можно использовать для повторения изученного материала, что удобно, к примеру, при подготовке к контрольной работе или экзамену, так как в любое время есть возможность вернуться к материалу и повторить его.Можно использовать для изучения алгоритма какого-либо процесса или явления, запоминания хронологии событий с помощью шаблона «Хронология», который позволяет материал выстраивать в виде горизонтальной шкалы. Ниже представлен алгоритм сложения десятичных дробей (см. рис. 2) [2].
Рисунок 2. «Алгоритм сложения десятичных дробей»
Доска Padlet удобна для организации коллективного мозгового штурма на учебном занятии или для ответов на проблемные вопросы, например, в форме шаблона «Стена». На рисунке 3 представлен пример ответов и рассуждений обучающихся при решении задачи на готовом чертеже, которая зафиксирована преподавателем, таким образом, получается дискуссия между обучающимися и преподавателем.Рисунок 3. Решение задачи в форме шаблона «Стена»
Виртуальную доску можно использовать для проведения опроса после изучения той или иной темы, организации рефлексии. Можно уточнить у обучающихся, насколько хорошо они поняли тему, что осталось непонятным, что нового они узнали. Такая обратная связь позволит не только проанализировать учебное занятие, а также даст сигнал о том, что необходимо доработать. Преподаватель может прокомментировать ответы обучающихся, добавив текст, ссылку, фотографию или видео, которые позволят обучающимся еще раз поработать с материалом. В будущем эту виртуальную доску можно будет использовать для повторения материала.Один из вариантов использования доски Padlet - это конспектирование и создание совместных проектов, справочных материалов. Создание справочника по теме «Параллелограмм и его виды» началось со знакомства с возможностями доски Padlet. Перед началом изучения темы была организована демонстрация интерфейса приложения, в рамках которой обучающиеся узнали, как создавать стену и давать ей название. Наша стена была создана с помощью шаблона «Колонки». Изучение темы началось с определения фигуры параллелограмм (введение понятия), после формулирования определения, было предложено его зафиксировать в нашей доске «Параллелограмм и его виды» [1]. Добавленное определение является постом, опубликованным на стене. Данных постов может быть много и каждый из них может иметь свой заголовок.
После были сформулированы свойства и признаки данной фигуры, созданы посты на каждое свойство и признак на стене.
Совместно с обучающимися был выбран дизайн виртуальной стены, добавлены необходимые изображения фигуры. Для всех постов был выбран голубой цвет.
При изучении следующей темы «Прямоугольник» обучающиеся уже самостоятельно напоминали о том, что необходимо создавать посты по данной теме. Таким образом, при изучении темы «Параллелограмм и его виды» был полностью заполнен электронный справочник в доске Padlet. (см. рис. 4).
Рисунок 4. Конспект темы «Параллелограмм и его виды» в приложении Padlet
Электронный справочник «Параллелограмм и его виды» доступен по закрытой ссылке и все участники стены (справочника) являются модераторами. Раскроем, что это обозначает.В рамках работы с доской Padlet возможны разные варианты доступа к созданным стенам:
1. для всех - любой человек может получить доступ к созданной стене (данные могут быть выведены в результате поиска по глобальной сети);
2. для тех, кто обладает скрытой ссылкой - любой человек, которому отправлена ссылка на определенную стену, может зайти на нее;
3. для тех, у кого есть пароль - на стену устанавливается пароль и зайти может тот, кто его имеет;
4. для тех, кто приглашён по email или создавал стену.
При работе в доске Padlet создатель стены, он же администратор по условным категориям, может назначить участников стены модераторами или пользователями. Модераторы могут работать только с материалами (добавлять посты, редактировать посты, организовывать их и структурировать), пользователь может только просматривать стену и ее содержимое без внесения изменения. Создатель также может поделиться обязанностями администратора, то есть получить доступ ко всем надстройкам стены.
Использование интерактивной доски Padlet в обучении математике возможно для повторения изученного на прошлом уроке; совместного конспектирования; проведения опроса после изучения той или иной темы.
В заключение хотелось бы отметить, что невозможно представить себе классную комнату без доски. Онлайн обучение также переняло себе этот классический школьный атрибут, но усовершенствовав его во много раз. Таким примером является интерактивная доска Padlet.
Использование интерактивной онлайн-доски в рамках обучения геометрии позволило решить важную задачу, связанную с созданием теоретического справочника. Данный справочник можно распечатать и использовать на оффлайн учебных занятиях при необходимости. Также одним из важных преимуществ создания справочника в данном приложении является возможность сделать яркую визуализацию, что необходимо в реалиях современного обучения, так как большинство обучающихся обладают клиповым мышлением.
Список литературы:
1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7 - 9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвящение, 2014. - 383 с.
2. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Вентана - Граф, 2014. - 304 с.
3. Padlet: ты просто чудо! URL: https://padlet.com (дата обращения: 01.09.2021).