Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Впервые в настоящее время в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевой установкой становится - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Это четко прослеживается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», и в Указах Президента РФ. Так, например, Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, постановил: объявить 2018 - 2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства. Данный Указ Президента РФ является лучшим подтверждением того, что семья, дети, их защита и поддержка - это действительно наши фундаментальные ценности, во многом определяющие политику Российского государства. К сожалению, так было не всегда. Поддержка семьи, доступность качественного образования, воспитания, охрана их здоровья, защита прав детей - на всех этих направлениях обнаруживались серьезные проблемы. Они стремительно накапливались и плохо решались. Со временем социальное положение российских детей, стало существенно лучше. По целому ряду направлений, в первую очередь в области дошкольного и школьного образования. Но время рождает новые вызовы, которые требуют творческого подхода, нестандартных решений. Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным также был подписан «Указ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом Президента РФ предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям. В сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижениеглобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и решение следующего ряда задач: Ø внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология"; Ø формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, Ø внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников Ø формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков Ø формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста; Ø создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов. Уверена, этот проект будет осуществлен успешно, потому, что острые проблемы в сфере детства решены, создан задел, который позволяет уверенно идти вперед. Нужно как можно эффективнее использовать имеющиеся возможности. Таким образом, главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Можно утверждать, что модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Основной задачей модернизации является создание эффективной образовательной системы, соответствующей актуальным и перспективным запросам страны, повышение качества, ориентированность на запросы общества и государства. Образование должно стать сферой не только социального, но и экономического развития страны, общенациональной задачей. И задействованы в ней должно быть не только государство, но и общество. В связи с потребностями модернизации системы образования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит и трансформация системы дошкольного образования. Обновление системы дошкольного образования направлена на активизацию всех участников образовательных отношений. Это прослеживается в требованиях Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( далее ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки России от 17.10.2013 N 1155. Одним из требований ФГОС дошкольного образования в части требований к условиям реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Данные требования базируются на следующих принципах: ü Добровольность (Добровольность отражает возможность свободного выбора ) ü Сотрудничество (Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители люди грамотные и осведомленные, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.) ü Уважение интересов друг друга ü Соблюдение законов и иных нормативных актов. Правовая компетентность - это качественное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обеспечивающая эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов для решения соответствующих профессиональных задач. Нами выделены, следующие основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений, заложенных в нормативно-правовом обеспечении. 1. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. (Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 2. Развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р ) 3.Повышение педагогической культуры родителей, обеспечение доступности педагогической поддержки семье и детей, обеспечение возможности получения знаний, необходимых для воспитания детей, испытывающих трудности. (Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года) 4. Обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, в том числе обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе к инклюзивному образованию; (Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года) 5. Развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями реализовывать свой потенциал в условиях современного общества. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р ) 6. Поощрение прав ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (Конвенция о правах ребенка) 7. Развитие у детей общественно значимой и творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. (Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации) 8. Участие детей и родителей в конкурсах на предоставление грантов на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании (Публичная декларация целей и задач Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми на 2018 год ) Таким образом, в соответствии с нормативно-правовой базой дошкольное образовательное учреждение обязано: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, образовательной Программе, локальных актах регулируемых образовательную деятельность; • обеспечивать открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей в непрерывно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательного процесса. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Взаимодействие – это образовательный процесс, который представляет многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов. Такая модель, позволяет рассматривать взаимодействие участников образовательного процесса, как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения. Основная цель такой модели взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к школе. Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи: 1. Активизировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия; 2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития. В том числе, - для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения; - для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; - для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению; - для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Всем знакомы традиционные формы работы с родителями – этобеседы, посещение семьи ребенка, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации и др. Для того, чтобы сделать взаимодействие взрослых и детей интереснее и эффективнее необходимы новые идеи, то есть инновации. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, цель которых получение стабильных и более эффективных результатов. Родители часто готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, то есть новые нетрадиционные формы работы. Например, такие как: 1. Групповые формы - тренинги, родительский ринг, аукцион секретов воспитания, ток-шоу. 2. Индивидуальные формы - Кармашек «Вместе с ребенком», родительский вечер, «почтовый ящик» и другие. 3. Информационно-аналитические формы: создание официального сайта группы, конкурс семейных талантов, подборка материала «Полезные мысли». 4. Досуговые формы: акции, семейные театры, семейные гостиные, контрольная для родителей, театральная пятница. 5. Познавательные формы работы с родителями: семейные студии, мастерские «мастер-классы, брифинги (вопрос-ответ), «Портфолио семейного успеха» Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть цели без постоянного и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. А именно, педагоги и узкие специалисты с одной стороны, родители (законные представители) с другой стороны. Положительный результат в образовательном процессе может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Библиографический список 1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94 2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с 3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: «Сфера», 2010. - 144 с. 4. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42. 5. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.