Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Потапова С.Г. Организация работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы на основе учебных текстов

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf

Федеральный государственный образовательный стандарт поставил задачу формирования универсальных учебных действий обучающихся (УДД). Эти действия потребуются человеку в течение всей его жизни. «Универсальные» – это многофункциональные, всеобъемлющие действия, они могут быть применимы человеком в любых жизненных ситуациях. А что является средством формирования УД? А это средство – текст.
Мы все живем среди текстов. Сами их создаем. Тексты всегда вокруг нас. Текст – понятие многозначное и многомерное. Третий год я работаю по теме «Основы смыслового чтения и работы с текстом на уроках русского языка и литературы». Понимание, интерпретация текста, создание собственного нового смысла – один из основополагающих способов деятельности обучающихся как в рамках образовательного процесса, так и для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. И сегодня очень важно то, чтобы эта работа осуществлялась всеми педагогами.
Через создание текстов человек лучше понимает себя, свое предназначение, понимает не только себя, но и других. Также текст помогает реализовать себя. Есть дети, которые создают и лирические тексты. Дети пишут на уроках русского языка и литературы, во внеурочной работе (Кукаркина Татьяна, 9 А класс). Это и есть результат нашей работы. Это есть одаренные дети. Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни..
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
На уроках русского языка и литературы широко использую следующие технологии обучения:
- Технология кооперативного обучения;
- Технология творческих мастерских;
- Проектное обучение;
- Модульная технология;
- Технология полного усвоения;
- Инновационные компьютерные технологии.
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д.
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности детей. (В роли ведущих лучше использовать одаренных учащихся)
Сундук мудрости (этот прием хорош для всех возрастов).
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий = ученик (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.
Симпозиум
Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.
-Итак, слушаем выступления членов симпозиума.
-Подведем итоги.
-Поздравим победителей. Всем спасибо!
В гостях у сказки
Нам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий = ученик определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!
Необычный доклад
Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.
-Начинаем!Кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!
«Изюминка»
Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. Теперь послушаем участников игры. Что нового они узнали из данного материала? Поблагодарим наиболее активных, аналитичных игроков!
Миниатюра
Давайте распределимся на группы по 3—4 человека. Сейчас мы прочитаем учебный материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Читаем внимательно текст! Начали! Теперь обсудите в ваших группах прочитанный текст, выделите в нем главное и придумайте, как это можно изобразить. Оценим по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста. Ведущий, руководите! Затем не забудьте поздравить победителей!
Кроме уроков русского языка и литературы мои учащиеся выступают на школьных, муниципальных, областных конкурсах. Имеют неплохие результаты. (Кукаркина Татьяна, Князев Сергей, Гулькевич Ярослав, Кудинов Данил).Работая по данной теме и еще с одаренными детьми позволили мне сделать уроки русского языка и литературы интересными, а процесс чтения более увлекательным. Учащиеся с большим желанием выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения. Все это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности. Для моих детей чтение – это труд, творчество, новое открытие и удовольствие.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это зависит от желания и мастерства учителя.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать
Но мы обязаны стремиться! (Ф.Тютчев).
2019