Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Закирова Н. И. Опыт взаимодействия школы и музея в целях активизации работы по патриотическому воспитанию школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач является формирование гражданина, умеющего жить в современных условиях, быть «образованным, нравственным человеком, который может самостоятельно принимать ответственные решения, … обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». Данная мысль подчёркивается в законе РФ «Об образовании».
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является гражданско - патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы гражданско - патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Эти чувства формируются у подрастающего поколения радио, телевидением, печатью, немалое влияние на воспитание патриотических чувств своих детей оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по гражданско – патриотическому воспитанию с 1 по 11 класс.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств.
Работа над формированием патриотизма и гражданственности проводится через различные методы, приёмы, формы работы. И одна из основных форм работы – это взаимодействие в социуме. Так как, к сожалению, далеко не все учебные заведения способны решать сегодня задачи воспитания патриотизма и гражданственности в одиночку.
Поэтому особенно актуальным становится общение школ с учреждениями культуры, разработка и воплощение в жизнь новых путей взаимодействия.
Данный вопрос находится в нескольких плоскостях, на мой взгляд, которые целесообразно объединить в единую модель, систему.
1. Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.
2. Краеведение – это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.)
Таким образом, краеведение и музейная педагогика являются элементами прикладной культурологии, которая, в свою очередь помогает воспитывать глубоко нравственного человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.
Благодаря разработанной форме взаимодействия школы и музея через практику гуманитарного и естественнонаучного образования созданы условия для развития субъектов деятельности, что позволит объединить усилия по достижению культурно-образовательных целей.
Создана система работы совместного образовательного пространства музея и школы, которая построена на основе принципов демократизации, дифференциации, гуманизации, а также системно-деятельностного, личностно-ориентированного и краеведческого подходов.
Учителя школы и сотрудники музея организовывают совместные занятия краеведческого направления для обучающихся. Таким образом, происходит интеграция:
в рамках урочной деятельности таких предметов, как география, биология, история, астрономия, литература;
в рамках внеурочной деятельности проводятся совместные мероприятия духовно-патриотического, экологического направления;
в рамках проектной деятельности обучающиеся включены в окружные, городские и региональные проекты, что вызывает интерес и мотивирует их на дальнейшую работу.
Многие привыкли считать музей и школу совершенно разными, мало сообщающимися между собой сосудами (представители двух разных систем: музей - культуры, школа - образования). Один-два коллективных выхода в год вполне достаточно для отчета по внеклассной работе. Все понимают: каждый «культпоход» с классом сопровождается нервными перегрузками, которые не всем по силам. О том, что музей может принести ощутимую пользу школе в воспитательной деятельности, а также учителю и его уроку, многие из педагогов даже не подозревают. И напрасно. Музей – бесценный, ни с чем не сравнимый по богатству образовательный ресурс, которым пока, к сожалению, мало кто пользуется.

Библиографический список

1. Соловьева, М. Ф. Музеи как центры инновации и устойчивого развития системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества Т. 6 / Ленинг. гос. ун-т им. А. С. Пушкина и [и др]; [сост.: Н. А. Лобанов ]; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. – 430с.
2. Педагогический опыт взаимодействия школы и музея в контексте образовательного диалога [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-opyt-vzaimodeystviya-shkoly-i-muzeya-v-kontekste-obrazovatelnogo-dialoga (дата обращения: 15.10.2020).
2021