Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности.
Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2].
Составляющими смыслового чтения являются поиск информации, интерпретация, понимание, оценка.
Основной проблемой при формировании навыков смыслового чтения мы считаем принудительный и самопринудительный характер чтения учебника или программного художественного произведения учеником.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная [4].
Мы выделили несколько причин, почему ученик не понимает содержания текста.
1.Чтение не развлечение, а труд.
2.Низкий уровень техники чтения, освоения новой лексики, включения её в собственную речь; учебной мотивации; владения стратегиями смыслового чтения.
3. Обилие внетекстовой информации (графики, диаграммы, рисунки – дополнительная сложная работа).
4. Неправильный контекст чтения (некомфортная обстановка, недостаточное количество времени для чтения, шум, посторонние звуки).
5.Неверная оценка экспертами читаемости текстов, включённых в школьную программу.
Обратимся к стратегиям смыслового чтения, которые мы используем в своей работе.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые обеспечивают понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Первый этап – работа с текстом до чтения (предтекстовая работа) –антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Одним из видов предтекстовой работы является Таблица 1.
Утверждение
До чтения текста
После чтения текста
Таблица 1 Виды предтекстовой работы
Приём-стратегия:1.Учитель предлагает таблицу с утверждениями.
2.Ученик соглашается с ними или не соглашается, то есть во вторую графу таблицы ставит «+» или «-».
3.Третью графу заполняет после чтения текста.
4. Анализирует материал, находит несоответствия, проверяет себя, запоминает правильные ответы.
Как мы решаем на уроках проблему низкого уровня освоения новой лексики и включения её в собственную речь? Решающей стратегией является работа с толковыми, этимологическими, словообразовательными словарями. Эффективными и проверенными видами работы считаем следующие:
- информационные карточки по теме урока (ключевые слова, термины);
- решение кроссвордов по теме;
- создание словаря (учитель предлагает список слов, учащиеся определяют значения слов, тему урока);
- мозговой штурм (кластер: блоки со словами по теме);
- смарт-технология «Слово дня» (приложение к смартфонам).
«Слово дня - расширяем словарный запас» (Рис.1) – это приложение к телефону. Каждый день ребята узнают новые слова, их значения, знакомятся с примерами употребления их в речи.
Для современного ученика данная технология актуальна, удобна, полезна.
Рисунок 1 «Слово дня - расширяем словарный запас»
Следует отметить, что, работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде [1].Второй этап – это работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение.
3.Анализ текста.
Используемые приёмы-стратегии: комментированное чтение, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование по ним, таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Мы узнали. Показалось интересным. Хочу задать вопрос автору», технология Тонкие и толстые вопросы». «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.
4.Выразительное чтение.
Особенно важно использовать эти виды работы сегодня, так как девятиклассники в ходе итогового собеседования должны правильно и выразительно прочитать текст и пересказать его.
Для улучшения техники чтения мы используем ежеурочное чтение небольших по объёму текстов. Условия: учащиеся читают вслух, многократно, с разными эмоциями (спокойно, радостно, громко, тихо, грустно, с раздражением, страхом).
Привычной для учителей и учеников является работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с иллюстрациями. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Но если раньше учитель предлагал определённые виды работы, то современный школьник сам планирует свою работу и выбирает стратегию.
На протяжении многих лет работы в школе мы заметили, что некоторые тексты дети читают и понимают с трудом, не могут их пересказать. Изучая материалы, связанные с данной проблемой, мы выяснили, что в некоторых странах перед текстом в учебнике помещён индекс читабельности текста. Существует множество научных исследований, компьютерных программ, диагностик читабельности [3]. В их расчётные показатели входят число знаков, букв, количество слов в предложении, слогов в слове, количество сложных слов и др. на определённый отрезок текста, который вводится в поле программы для определения индекса читабельности. Мы исследовали тексты из учебника литературы для 5-6 классов «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Муму» И.С. Тургенева (Рис.2), «Дубровский» А.С. Пушкина и выяснили, что данные тексты с точки зрения языкового оформления рассчитаны на аудиторию учащихся старших классов.
Рисунок 2 Диагностика читабельности «Муму» И.С. Тургенева
Для исследования текстов в учебнике «Русский язык» мы взяли темы «Исконно русские и заимствованные слова» в 6 классе (Рис. 3) и «Обособление приложений и определений» в 8 классе. Оказалось, что тексты параграфов настолько сложны для чтения, что индекс читаемости имеет максимальное значение; тексты рассчитаны на студентов высших учебных заведений.Рисунок 3 Диагностика читабельности «Исконно русские и заимствованные слова»
При сформированных приемах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей работы с текстом. У них лучше работают память, воображение.По мере овладения приемами осмысления текста у учащихся развивается способность глубоко понимать текст; по ходу чтения возникают мысли: «это следует понять, буду читать очень внимательно», «дальше должно быть объяснение, нужно хорошо разобраться», «это что-то важное», т. е. «состояние внутренней напряженности и готовности», основанное на усвоении приемов понимания текста.
Библиографический список
1 Апальков, В.Г. Формирование смыслового чтения: Международный и отечественный опыт [Электронный ресурс]: КиберЛенинка: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-smyslovogo-chteniya-mezhdunarodnyy-i-otechestvennyy-opyt-na-primere-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения 16.10.2020)2 Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]: ЛибКат: электронная библиотека. – Режим доступа: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/psy-alassic/125458-aleksej-leontev-osnovy-psiholingvistiki.html (дата обращения 16.10.2020)
3 Оценка читабельности текста [Электронный ресурс]: Простым языком: проект. – Режим доступа: http://ru.readability.io/ (дата обращения 16.10.2020)
4 Смысловое чтение в начальной школе [Электронный ресурс]: Издательство «Планета». – Режим доступа: http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html (дата обращения 16.10.2020)