Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бауман Т.И. Средства мотивации школьников при организации учебной деятельности на уроке обществознания

Библиографическое описание:
Бауман Т.И. Средства мотивации школьников при организации учебной деятельности на уроке обществознания // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Мотивация является ключевым фактором успеха в учебной деятельности школьников. Она играет важную роль при обучении на различных уроках, включая уроки обществознания. Урок обществознания имеет большую важность для школьников по нескольким причинам:

1. Понимание общества: ученики, изучающие обществознание, развивают понимание того, как функционирует общество, включая его структуры, институты, нормы и ценности. Это помогает им понять свое место в обществе и лучше взаимодействовать с другими людьми.

2. Гражданская ответственность: уроки обществознания помогают формировать гражданскую ответственность у школьников. Они учат правам, обязанностям и свободам граждан, принципам демократии, важности участия в политических процессах и принятия информированных решений.

3. Критическое мышление: обучение обществознанию способствует развитию критического мышления у школьников. Оно помогает анализировать информацию, оценивать различные точки зрения, собирать и аргументировать свои аргументы. Эти навыки важны не только в контексте обществознания, но и во многих других областях жизни.

4. Толерантность и разнообразие: уроки обществознания помогают развивать толерантность и осознание разнообразия в обществе. Школьники изучают историю и культуру разных групп людей, узнают о проблемах дискриминации и социального неравенства. Это помогает им стать более открытыми, уважительными и толерантными к различиям других людей.

В целом, уроки обществознания имеют важное значение для развития школьников и подготовки их к полноценной жизни в обществе. Они способствуют формированию гражданской ответственности, критического мышления, толерантности и приобретению знаний о функционировании социальных и политических процессов.

Чтобы увеличить мотивацию школьников, используют эти средства:

1. Использование интерактивных методов обучения.

Одним из эффективных средств мотивации является использование интерактивных методов обучения. Вместо традиционных форматов лекций можно применять игровые элементы, дискуссии, проектные работы и ролевые игры. Например, можно организовать дебаты по актуальным общественным проблемам, где школьники будут представлять разные точки зрения и аргументировать свои позиции. Такой подход активизирует учеников, позволяет им проявить и развить свои аналитические, аргументационные и коммуникативные навыки.

2. Работа с реальными примерами и случаями из жизни.

Еще одним средством мотивации на уроке обществознания является работа с реальными примерами и случаями из жизни. Ученики должны видеть, как теоретические знания могут быть применены на практике. Например, можно анализировать современные политические события, обсуждать социальные проблемы и предлагать решения. Школьники смогут лучше усвоить материал и увидеть его значимость, если они поймут, как он применяется в реальной жизни и какие последствия может иметь.

3. Интеграция технологий.

Современные технологии могут быть отличным инструментом для мотивации школьников на уроке обществознания. Использование интерактивных досок, компьютерных программ, видео и аудиоматериалов помогает сделать занятия более интересными и доступными для учащихся.

Например, можно организовать виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам, использовать интерактивные приложения для изучения политической системы или проводить онлайн-голосования и опросы на актуальные темы. Такой подход позволяет дать ученикам возможность самостоятельно исследовать материал, что способствует их активной учебной деятельности.

4. Постановка целей и достижение успехов.

Важным аспектом мотивации является постановка целей и достижение успехов на уроке обществознания. Учитель может помочь школьникам поставить конкретные задачи, разбить тему на небольшие этапы и создать условия для достижения успеха каждого ученика. Например, можно предложить выполнить проектную работу по выбранной теме, провести исследование или организовать маленькую экспертизу. Ученики будут мотивированы работать, так как они увидят, что их усилия приводят к результатам.

Средства мотивации играют важную роль при организации учебной деятельности на уроке обществознания. Использование интерактивных методов обучения, работы с реальными примерами и случаями из жизни, интеграция технологий, а также постановка целей и достижение успехов способствуют активизации учащихся и повышению их интереса к предмету. Мотивация является ключевым фактором, который способствует успешному обучению и формированию у школьников навыков критического мышления, анализа и самостоятельной работы.

Список литературы:

1. Драгунова, Е.В. Методика преподавания обществознания в средней школе: Учебник для студентов педагогических вузов / Е.В. Драгунова, О.В. Глазков. - М.: Просвещение, 2017.

2. Замяткина, Л.В. Психология и педагогика: Организация и методика работы с детьми и подростками / Л.В. Замяткина, А.С. Калинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.

3. Козлова, Г.Н. Педагогическая психология: Рабочая программа и планы семинарских занятий для студентов педагогических вузов / Г.Н. Козлова, Л.И. Щербакова, Е.В. Драгунова. - М.: Айрис-пресс, 2018.

4. Кравцов, О.А. Педагогика средней школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Кравцов, И.А. Марков. - М.: Просвещение, 2018.
2024