Библиографическое описание:
Мезенцева О.А. Проект "Формирование элементов экологического сознания у детей 3-4 лет через внимательное и заботливое отношение к птицам" // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: воспитанники второй младшей группы, специалисты ДОУ, родители.
Форма проведения: в различных видах деятельности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ведущая к нарушению экологического равновесия. Научить детей доброте и состраданию не просто. Дети, погружаясь в проект способны посочувствовать, оказать помощь, ощутить себя сильными и способными на милосердие.
Программное содержание:
Формировать адекватные экологические представления о взаимосвязях в природе;
Развивать навыки экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Воспитывать отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя, как части природы.
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Так возможно ли формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Объект проекта: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: труд, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование личности с экологически ориентированным сознанием.
Задачи:
Формировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе, о роли человека в жизни птиц.
Развивать умение узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.
Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Время выполнения: декабрь 2022г. – февраль 2023г.
Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель- дефектолог, законные представители детей.
Развивающая предметно-пространственная среда проекта:
Электронная презентация «Зимующие птицы нашего края»; ноутбук, проектор. Видеоролик «Воробей»; ноутбук; проектор, экран
Презентация «Птицы зимой», презентация «Зимняя столовая для птиц».
Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» г. Киров.
Сюжетная картины «Воробей», «Дети кормят птиц»
Музыкальные произведения «Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко, сл. И. Макшанцевой, «Воробей» муз. В. Живова, сл. И. Лагерева.
Музыкальные игры «Птички» муз. народная обр. Т. Ломова.
Детская библиотека: Рассказ Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С. Есенин «Воробушки», Александрова З. «Новая столовая», Синицын Ю. «Синица».
Е.Ильина «Синица», «Снегирь». Александрова З. «Новая столовая», Бианки В. «Бесплатные столовые», С. Есенин «Воробушки», пословицы и загадки о птицах.
Иллюстрации кормушек разного вида, иллюстрации птиц из журналов.
Дидактические игры «Узнай птицу», «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».
«Летает – не летает». Лото с элементами моделирования.
Атрибуты для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр: маски птиц, шапочка и руль для водителя, маски воробушек, обручи-гнездышки.
Кормушки, изготовленные родителями.
Корм для птиц, остатки хлеба и крошек, зерно, семечки, плоды рябины и т.п. Аудиозаписи с запись голосов птиц.
Следы птиц на снегу.
Предметы и материалы для детской продуктивной деятельности, в том числе нетрадиционные, природный и бросовый материал.
Грамоты для награждения.
Контурные и силуэтные изображения птиц.
Предполагаемый продукт проекта:
- Создание коллективной работы с детьми в технике рисования и аппликации по теме «Покормите птиц зимой»;
- Совместно с родителями создание альбома «Зимующие птицы нашего края»;
- Оформление выставки «Книжки – малышки» по теме проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.
- Речевое развитие - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- Физическое развитие - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.
I этап проекта - погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
1.Наблюдение за птицами на участке.
2.ООД по окружающему миру тема: «Зимующие птицы». Образовательная область: «Познавательное развитие».
3.Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.
4.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о птицах).
II этап - выбор идей, поиск путей решения проблемы:
1.Наблюдение за птицами на участке.
2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?».
3.Рассматривание кормушек разного вида.
4.Выбор места на участке, где удобней развесить кормушки.
5. Дидактические игры «Узнай птицу», «Летает – не летает».
6.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о зимующих птицах).
7. Подвижные игры «Птички на дереве», «Воробушки и автомобиль».
III этап - реализация идеи:
1.Развешивание кормушек на участке. Ежедневное совместно с детьми заготовка корма для птиц, пополнение кормушек.
2.Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек.
3.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Зимующие птицы» (с использованием моделирования).
4.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Что едят птицы».
5.ООД по рисованию тема: «Рябина для снегиря». Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками.
6.ООД по рисованию тема: «Воробушки».
7.ООД по лепке тема: «Воробушки на кормушке».
8.ООД по аппликации тема: «Воробушки зимой».
9.ООД по теме: Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц».
10.Разучивание песен о птицах и музыкальных игр на ООД по музыке.
11.Рассматривание иллюстраций птиц в свободное время.
12.Раскрашивание силуэтов зимующих птиц в свободное время.
13.Слушание голосов зимующих птиц в свободное время (воробья, галки, синицы, свиристеля, снегиря, вороны, сороки).
14.Лото с элементами моделирования «Кто во что одет», «Летает – не летает».
15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».
16.Игровые речевые упражнения «Вороны», «Птички», «Какая это птица», «Угадай по описанию», «В зимней столовой».
17.Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, пословицы, загадки).
18.Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль».
IV этап - презентация проекта:
1.Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы».
2.Фотовыставка «Столовая для птиц».
3.Открытое ООД по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» с награждением победителей и участников конкурса «Зимующие птицы».
Взаимодействие с родителями
Список литературы:
1. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
2. http://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/28/netraditsionnoe-risovanie-s-detmi
Мезенцева О.А. Проект "Формирование элементов экологического сознания у детей 3-4 лет через внимательное и заботливое отношение к птицам" // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: воспитанники второй младшей группы, специалисты ДОУ, родители.
Форма проведения: в различных видах деятельности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ведущая к нарушению экологического равновесия. Научить детей доброте и состраданию не просто. Дети, погружаясь в проект способны посочувствовать, оказать помощь, ощутить себя сильными и способными на милосердие.
Программное содержание:
Формировать адекватные экологические представления о взаимосвязях в природе;
Развивать навыки экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Воспитывать отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя, как части природы.
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Так возможно ли формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Объект проекта: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: труд, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование личности с экологически ориентированным сознанием.
Задачи:
Формировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе, о роли человека в жизни птиц.
Развивать умение узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.
Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Время выполнения: декабрь 2022г. – февраль 2023г.
Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель- дефектолог, законные представители детей.
Развивающая предметно-пространственная среда проекта:
Электронная презентация «Зимующие птицы нашего края»; ноутбук, проектор. Видеоролик «Воробей»; ноутбук; проектор, экран
Презентация «Птицы зимой», презентация «Зимняя столовая для птиц».
Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» г. Киров.
Сюжетная картины «Воробей», «Дети кормят птиц»
Музыкальные произведения «Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко, сл. И. Макшанцевой, «Воробей» муз. В. Живова, сл. И. Лагерева.
Музыкальные игры «Птички» муз. народная обр. Т. Ломова.
Детская библиотека: Рассказ Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С. Есенин «Воробушки», Александрова З. «Новая столовая», Синицын Ю. «Синица».
Е.Ильина «Синица», «Снегирь». Александрова З. «Новая столовая», Бианки В. «Бесплатные столовые», С. Есенин «Воробушки», пословицы и загадки о птицах.
Иллюстрации кормушек разного вида, иллюстрации птиц из журналов.
Дидактические игры «Узнай птицу», «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».
«Летает – не летает». Лото с элементами моделирования.
Атрибуты для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр: маски птиц, шапочка и руль для водителя, маски воробушек, обручи-гнездышки.
Кормушки, изготовленные родителями.
Корм для птиц, остатки хлеба и крошек, зерно, семечки, плоды рябины и т.п. Аудиозаписи с запись голосов птиц.
Следы птиц на снегу.
Предметы и материалы для детской продуктивной деятельности, в том числе нетрадиционные, природный и бросовый материал.
Грамоты для награждения.
Контурные и силуэтные изображения птиц.
Предполагаемый продукт проекта:
- Создание коллективной работы с детьми в технике рисования и аппликации по теме «Покормите птиц зимой»;
- Совместно с родителями создание альбома «Зимующие птицы нашего края»;
- Оформление выставки «Книжки – малышки» по теме проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.
- Речевое развитие - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- Физическое развитие - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.
I этап проекта - погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
1.Наблюдение за птицами на участке.
2.ООД по окружающему миру тема: «Зимующие птицы». Образовательная область: «Познавательное развитие».
3.Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.
4.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о птицах).
II этап - выбор идей, поиск путей решения проблемы:
1.Наблюдение за птицами на участке.
2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?».
3.Рассматривание кормушек разного вида.
4.Выбор места на участке, где удобней развесить кормушки.
5. Дидактические игры «Узнай птицу», «Летает – не летает».
6.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о зимующих птицах).
7. Подвижные игры «Птички на дереве», «Воробушки и автомобиль».
III этап - реализация идеи:
1.Развешивание кормушек на участке. Ежедневное совместно с детьми заготовка корма для птиц, пополнение кормушек.
2.Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек.
3.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Зимующие птицы» (с использованием моделирования).
4.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Что едят птицы».
5.ООД по рисованию тема: «Рябина для снегиря». Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками.
6.ООД по рисованию тема: «Воробушки».
7.ООД по лепке тема: «Воробушки на кормушке».
8.ООД по аппликации тема: «Воробушки зимой».
9.ООД по теме: Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц».
10.Разучивание песен о птицах и музыкальных игр на ООД по музыке.
11.Рассматривание иллюстраций птиц в свободное время.
12.Раскрашивание силуэтов зимующих птиц в свободное время.
13.Слушание голосов зимующих птиц в свободное время (воробья, галки, синицы, свиристеля, снегиря, вороны, сороки).
14.Лото с элементами моделирования «Кто во что одет», «Летает – не летает».
15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».
16.Игровые речевые упражнения «Вороны», «Птички», «Какая это птица», «Угадай по описанию», «В зимней столовой».
17.Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, пословицы, загадки).
18.Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль».
IV этап - презентация проекта:
1.Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы».
2.Фотовыставка «Столовая для птиц».
3.Открытое ООД по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» с награждением победителей и участников конкурса «Зимующие птицы».
Взаимодействие с родителями
Список литературы:
1. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
2. http://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/28/netraditsionnoe-risovanie-s-detmi