Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кобелева А. В. Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

Кобелева А.В.

Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Грамотная правильная речь необходима для социализации в обществе, для уверенности в собственных силах, для взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому в современном мире большое значение уделяется развитию речи. Начинать необходимо с раннего дошкольного возраста. Учёные и практики, педагоги, логопеды и нейрофизиологи создают новые техники, методы и приемы развития речи у детей.
Речевые способности ребенка зависят не только от развитого артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
 Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности. Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была успешной, необходимо создавать полноценную предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря.
Для формирования мелкой моторики используются:
·          упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
·          игры с различным материалом;
·          художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;
·          использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
 В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою деятельность как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы.
Мне бы хотелось поближе познакомить вас с кинезиологией.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
 Кинезиология, в переводе с греческого – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи кинезиологии:
1. Развивать межполушарную специализацию;
2. Синхронизировать работу полушарий;
3. Развивать общую и мелкую моторику;
4. Способствовать снятию эмоционального напряжения;
5. Развивать память, внимание, речь, мышление, пространственные представления, творческие способности;
6. Предупреждать дислексию и дисграфию.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
·          занятия проводятся утром по 5-15 минут;
·          занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
·          занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
·          от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
·          упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
·          упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
·          длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Методы и приемы:
·          растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата;
·          дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
·          глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
·          телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
·          упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
·          массаж – воздействует на биологически активные точки;
·          упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
 Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Стоит отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, а также способствует коррекции недостатков речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Библиографический список

1.       Деннисон Г., Деннисон П. «Программа «Гимнастика ума» Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
2.       Любимова Н. «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г.
3.       Любимова Н. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г.
4.       Сиротюк А.Л. «Кинезиологические упражнения» М., 2003г.
2021