НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Стажок А.А. Методическая разработка по обществознанию в 9 классе по теме "Формы государства"

Библиографическое описание:
Стажок А.А. Методическая разработка по обществознанию в 9 классе по теме "Формы государства" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Пояснительная записка

Материал разработан к уроку обществознания по теме «Формы государства».

С 9-го класса мы с детьми начали изучать раздел предмета Обществознание «Политика». Данный урок является третьим в изучении этого раздела. Во время проведения урока атмосфера в классе была доброжелательная, учащиеся уважительно относились к соперникам по группе, не пытались отвлечь внимание учителя на себя во время ответа одноклассников. Цели урока были достигнуты. Некоторые осложнения вызвал этап рефлексии.

Глава I. Политика

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Цель: Изучение основных форм государства и их особенностей.

Задачи

Образовательная:

ü актуализация опорных знаний по теме;

ü усвоить и осмыслить знаний об устройстве государств;

ü систематизировать знания о государственном устройстве, формах правления и политическим режимам.

Развивающая:

ü развитие интереса к теме и предмету в целом;

ü развивать у учащихся умение сопоставлять;

ü вырабатывать умение делать выводы и анализировать;

ü решать различные задачи рациональным путем;

ü уметь аргументировать свою точку зрения и приводить примеры;

ü умение пользоваться терминологией и раскрывать основные понятия.

Воспитательная:

ü воспитать в учениках активную гражданскую позицию;

ü уважения к демократическим основам.

Метапредметные связи: политология, право, история, философия, география.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Обществознание. 9 класс», флажки для групп, карточки с призовыми баллами. Карточки для игры «Угадай слово».

Тип урока: изучения нового материла.

СТРУКТУРА УРОКА

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Фиксация посещаемости. Нацеливание учащихся на урок.

2.Мотивация учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы продолжаем изучение I раздела нашего учебника «Политика» на прошлых уроках мы проходили тему «Государство». Вы знаете, что каждое государство обладает определенными признаками.

Вопрос классу: Назовите признаки государства? (ответ учащихся).

Если при ответе на вопрос возникают трудности, то учитель рекомендует обратиться к учебнику на стр. 13-15.

ü Единство территории

ü Публичная власть

ü Суверенитет (внешний и внутренний)

ü Законодательная деятельность

ü Налоговые сборы

ü Функции государства (внешние и внутренние)

Учитель: Совершенно верно.

Вопрос классу: Но как же возникли государства? Какие предпосылки были для возникновения? (ответ учащихся) стр. 11-13.

Учитель: У каждого государства есть свои особенности.

Вопрос классу: Что вы знаете об особенностях государства из уроков географии?

(возможный ответ учащихся): размер территорий, население, уровень развития, расположением на карте, экономические особенности, демографические особенности, этнический состав.

Учитель: Все, что вы перечислили, имеет отношение больше к стране, чем к государству.

Давайте научимся различать эти термины.

Заполнение таблицы. На экран выводится текст (слайд 1). Учащиеся самостоятельно ищут в объеме информации верные определения и озвучивают результаты.

3.Формулировка темы урока. Постановка целей и задач

Учитель: Что же такое политическая форма организации на определенной территории, Давайте вместе с вами разберемся и вы назовете тему нашего урока.

Слайд 2. Путин В.В. и Екатерина II

Вопрос классу: Назовите, что у них общего, а в чем разница между ними? (ответ класса). Ребята называют тему урока. Учитель подводит итог беседы, называет цели и задачи урока.

4.Изучение нового материала

I. Форма правления

Проведение инструктажа (слайд 3)

Учитель: Вы работайте в группе, но успех вашей группы зависит от каждого ее участника. У каждого участника группы есть свои рабочий лист, в котором он выполняет задания. Капитан группы поднимает флажок, в том случае, если работа выполнена всеми участниками группы. За быстрое и правильное выполнения задания, группа получает призовые баллы. Побеждает та группа, которая набрала максимальное количество призовых очков.

Чтобы определить форму государства нам надо знать следующее:

ü форма правления;

ü форма государственного устройства;

ü форма;

ü политического режима.

Откроите стр. 15-16 в учебнике заполните рабочий лист № 1. Читая текст маркируйте его знаками.

Заполнение рабочего листа № 1 (приложение 1). Выступление групп, дополнение.

Учитель: Давайте поиграем в игру «Верю, не верю» (слайд 4).

Вопросы группам

- Верите ли Вы, что при республиканской форме правления во главе государства стоит монарх?

- Верите ли Вы, что при монархической форме правления власть сосредоточена в руках одного человека? (ответ учащихся)

Учитель формирует проблемную ситуацию.

Учитель: Давайте совершим путешествие в Великобританию, что мы там увидим?

Королеву и парламент, как такое возможно? А если мы заглянем в Германию, то увидим канцлера Германии Ангелу Меркель, которая руководит страной. Почему?

Слайд 5. Виды монархии. Разъяснения учителя

Учитель: Монархия - это форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха и передается по наследству.

В абсолютной монархии вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным.

Ограниченная или конституционная монархия характеризуется тем, что власть наследственного монарха ограничена представительным органом, парламентом.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями.

Слайд 6. Виды республики. Разъяснения учителя

Учитель: Республика бывает двух видов. Президентская и парламентская, а также есть смешанная республика, в которой есть признаки президентской и парламентской. В президентской республике очень большой властью наделен президент. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство, избирается прямым голосованием.

В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые победили на выборах. Правительство отчитывается перед парламентом.

Ребята заполните рабочий лист № 2 (приложение 2)

II. Форма государственно-территориального устройства

Вторая форма, которую мы с вами изучим - это форма государственно-территориального устройства. Найдите определение на стр. 15 (Работа с учебником)

Итак, форма государственно-территориального устройства-отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Форма государственного устройства бывают (слайд 7):

ü унитарное государство;

ü федеративное государство;

ü конфедерация.

Для того, чтобы разобраться в чем разница, возьмите рабочий лист № 3, прочитайте его и заполните схему, записывая основные признаки. (пример схемы на доске). Записать схему на обратной стороне рабочего листа. После заполнения проверка и дополнение. (Слайд 8)

III. Форма политического режима

Учитель: У нас осталась последняя не изученная форма -Политический режим. Все вы знаете, что Российская федерации - это демократическое государство и у нас в стране демократический политический режим.

Вопрос классу: А какие режимы еще бывают? (ответ класса: недемократические).

Учитель: Политические режимы делятся на демократические и недемократические.

К демократическим режимам относится демократический политический режим. Какие же относятся к не демократическим? Ответ на этот вопрос мы найдем на стр. 21-25 (работа с учебником). Учащиеся читают текст маркируя его специальными знаками (знаки и их обозначения на доске слайд 9). Возьмите рабочий лист № 4.

V — знаю;

+ — не знаю, новая информация;

- — я думал иначе, это противоречит тому, что я знал;

? — нужны пояснения, мне не понятно.

Параллельно учащиеся заполняют таблицу (приложение 4). После прочтения, обсуждение содержимого таблицы.

Учитель: Политические режимы бывают (слайд 10):

ü Демократический;

ü Тоталитарный;

ü Авторитарный.

Объяснение учащихся по каждому режиму

Игра «Угадай слово»

Цель игры – угадать загаданное слово по данной теме, не используя однокоренные слова. команда выбирает участника, задача которого угадать максимальное количество слов за одну минуту. У учащихся развивается речевой аппарат, развиваются способности быстро анализировать полученную информацию, развивается логическое мышление. Слова заранее написаны на карточках.

Слова: демократия, Италия,власть, СССР, монархия, республика, президент, федерация, унитарное государство, субъект, тоталитаризм, парламент, абсолютная монархия, канцлер, плюрализм, выборы, авторитарный режим, дуалистическая монархия, Евросоюз, премьер-министр.

5.Закрепление

Учитель: Мы с вами изучили тему «Форма государства», теперь мы с вами предстоит закрепить полученные знания на практике, путем решения задач разной сложности. Ваша задача заключается в том, чтобы определить, о каком государстве идет речь, для этого вы должны назвать следующее:

1. Форма правления;

2. Форма государственно-территориального устройства;

3. Форма политического режима.

Работа происходит в группах, на каждую задачу дается 1 минута.

Ваше внимание на доску, на ней появится вопрос, также я его буду проговаривать.

Вопрос 1. (слайд 11)

В государстве Н свободно распространяется информация по каналам СМИ. Государство не вмешивается в частную собственность. Граждане не могут путем всенародного референдума решить вопрос о том входить им в состав данного государства или нет. Есть монарх, а также премьер- министр и парламент.

Вопрос 2. (слайд 12)

В результате революции в стране К власть монарха, ограниченна законом, но при этом он имел большие полномочия по ряду решении. В субъектах страны К люди долго не могли привыкнуть изменениям, теперь они могли свободно выражать свои мысли.

Вопрос 3. (слайд 13)

Главой государства является президент, иногда он возглавляет правительство. Представляет страну на мировой арене, ведет переговоры. Назначает губернаторов. Также есть Законодательный орган. Президент не может издавать законы, но имеет право Вето.

Вопрос 4. (слайд 14)

Власть принадлежит Трудовой партии. Страна поделена на 9 провинции. Граждане этой страны не имеют права свободно покинуть эту страну. Правительство страны решает все экономические вопросы что производить.? Как производить и для кого? В магазинах дефицит товаров.

Вопрос 5. (слайд 15)

В Японии такая форма правления, в которой есть император, но страной он не управляет. Главой исполнительной власти является кабинет министров, а законодательная власть, находится в руках парламент. Япония делится на 47 административных единиц.

6.Рефлексия

Учитель: В качестве рефлексии на уроке мы будем использовать приём «Синквейн». Это написание пятистиший по теме урока. Ребята, это очень просто.

(Слайд 16. На доске алгоритм написания и пример)

Первая строка - название темы урока. Одно слово, существительное.

Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему урока.

Третья строка - три глагола, относящихся к теме.

Четвертая строка – может быть фраза или набор слов, которые будут высказывать ваше отношение к теме.

Пятая строка - одно слово, подводящее итог (можно использовать синонимы к первой строке).

7.Подведение итогов

Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

8.Сообщение домашнего задания.

(слайд 17) Учебник: параграф 2 стр.15-16; параграф 3 стр.21-26; Презентация по теме (7-8 слайдов)
2023