Актуальные вопросы начального общего образования

Никифорова Т.В. Компетентность учителя начальных классов

Библиографическое описание:
Никифорова Т.В. Компетентность учителя начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Компетентность – это наличие знаний, навыков и опыта, которые необходимы для эффективного и качественного выполнения работы в определённой сфере деятельности. Это понятие включает не только специализированные навыки и знания, но и способность правильно организовывать рабочий процесс, принимать рациональные решения и предвидеть их последствия.

Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся, качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, количество победителей предметных олимпиад, количество медалистов.

С целью определения качества знаний проводится контроль знаний – проверка результатов учебно-познавательной деятельности. Но при выставлении отметок присутствует определенная доля субъективности педагога. Многие педагоги в своей практике из существующих пяти баллов используют только три. Поэтому создается иллюзия видимого благополучия.

Педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:

- “профессионально важные качества педагога”,

- “педагогические способности”,

- “педагогические умения”,

- “квалификация”,

- “мастерство”,

- “творчество”,

- “умелость”,

- “стиль педагогической деятельности”,

- “педагогические позиции”,

- “педагогическая культура” и др.

Без определённых качеств личности учителя начальных классов, значимых для продуктивного общения, добиться успеха невозможно. К таким качествам необходимо отнести:

-Глубокое знание психологии детей и взрослых (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

-Социальную установку на человека.

-Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

-Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

-Воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать.

-Самопознание и самооценка, т.е. педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.

-Коммуникативные умения — умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.

-Речевое развитие.

-Педагогическую интуицию.

Если всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью построения эффективной педагогической компетенцией.

Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом.

Профессиональные качества педагога, как важное значение, его профессиональной компетенции:

-Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью.

-Трудолюбие, честность, порядочность.

-Эмоциональность, оптимизм.

-Выразительность речи, педагогический такт.

-Творческое начало личности.

-Организаторские способности.

-Чувство юмора.

-Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.

Учителю, способному проявить энтузиазм и целеустремленность, ученики с большой вероятностью ответят взаимностью. И наоборот, когда учитель настроен негативно, неподготовлен или нетерпелив, эти качества отразятся на отношении учеников к своему учителю.

Литература

1.Леньшин, А. И. «О профессиональной компетентности учителя «/ А. И. Леньшин // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (10).

2.Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. «Профессиональная компетентность педагога» //Международный журнал экспериментального образования. — 2019.
2023