Библиографическое описание:
Никифорова Т.В. Компетентность учителя начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Компетентность – это наличие знаний, навыков и опыта, которые необходимы для эффективного и качественного выполнения работы в определённой сфере деятельности. Это понятие включает не только специализированные навыки и знания, но и способность правильно организовывать рабочий процесс, принимать рациональные решения и предвидеть их последствия.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся, качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, количество победителей предметных олимпиад, количество медалистов.
С целью определения качества знаний проводится контроль знаний – проверка результатов учебно-познавательной деятельности. Но при выставлении отметок присутствует определенная доля субъективности педагога. Многие педагоги в своей практике из существующих пяти баллов используют только три. Поэтому создается иллюзия видимого благополучия.
Педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:
- “профессионально важные качества педагога”,
- “педагогические способности”,
- “педагогические умения”,
- “квалификация”,
- “мастерство”,
- “творчество”,
- “умелость”,
- “стиль педагогической деятельности”,
- “педагогические позиции”,
- “педагогическая культура” и др.
Без определённых качеств личности учителя начальных классов, значимых для продуктивного общения, добиться успеха невозможно. К таким качествам необходимо отнести:
-Глубокое знание психологии детей и взрослых (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
-Социальную установку на человека.
-Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
-Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
-Воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать.
-Самопознание и самооценка, т.е. педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
-Коммуникативные умения — умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
-Речевое развитие.
-Педагогическую интуицию.
Если всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью построения эффективной педагогической компетенцией.
Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом.
Профессиональные качества педагога, как важное значение, его профессиональной компетенции:
-Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью.
-Трудолюбие, честность, порядочность.
-Эмоциональность, оптимизм.
-Выразительность речи, педагогический такт.
-Творческое начало личности.
-Организаторские способности.
-Чувство юмора.
-Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.
Учителю, способному проявить энтузиазм и целеустремленность, ученики с большой вероятностью ответят взаимностью. И наоборот, когда учитель настроен негативно, неподготовлен или нетерпелив, эти качества отразятся на отношении учеников к своему учителю.
Литература
1.Леньшин, А. И. «О профессиональной компетентности учителя «/ А. И. Леньшин // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (10).
2.Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. «Профессиональная компетентность педагога» //Международный журнал экспериментального образования. — 2019.
Никифорова Т.В. Компетентность учителя начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Компетентность – это наличие знаний, навыков и опыта, которые необходимы для эффективного и качественного выполнения работы в определённой сфере деятельности. Это понятие включает не только специализированные навыки и знания, но и способность правильно организовывать рабочий процесс, принимать рациональные решения и предвидеть их последствия.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся, качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, количество победителей предметных олимпиад, количество медалистов.
С целью определения качества знаний проводится контроль знаний – проверка результатов учебно-познавательной деятельности. Но при выставлении отметок присутствует определенная доля субъективности педагога. Многие педагоги в своей практике из существующих пяти баллов используют только три. Поэтому создается иллюзия видимого благополучия.
Педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:
- “профессионально важные качества педагога”,
- “педагогические способности”,
- “педагогические умения”,
- “квалификация”,
- “мастерство”,
- “творчество”,
- “умелость”,
- “стиль педагогической деятельности”,
- “педагогические позиции”,
- “педагогическая культура” и др.
Без определённых качеств личности учителя начальных классов, значимых для продуктивного общения, добиться успеха невозможно. К таким качествам необходимо отнести:
-Глубокое знание психологии детей и взрослых (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
-Социальную установку на человека.
-Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
-Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
-Воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать.
-Самопознание и самооценка, т.е. педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.
-Коммуникативные умения — умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
-Речевое развитие.
-Педагогическую интуицию.
Если всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью построения эффективной педагогической компетенцией.
Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом.
Профессиональные качества педагога, как важное значение, его профессиональной компетенции:
-Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью.
-Трудолюбие, честность, порядочность.
-Эмоциональность, оптимизм.
-Выразительность речи, педагогический такт.
-Творческое начало личности.
-Организаторские способности.
-Чувство юмора.
-Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.
Учителю, способному проявить энтузиазм и целеустремленность, ученики с большой вероятностью ответят взаимностью. И наоборот, когда учитель настроен негативно, неподготовлен или нетерпелив, эти качества отразятся на отношении учеников к своему учителю.
Литература
1.Леньшин, А. И. «О профессиональной компетентности учителя «/ А. И. Леньшин // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (10).
2.Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. «Профессиональная компетентность педагога» //Международный журнал экспериментального образования. — 2019.