НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пронь Е. Г. Художественная литература как средство речевого развития ребенка дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf

В современном мире, когда многие родители все чаще и раньше начинают заботиться о полноценном развитии своего малыша, огромное значение играет приобщение к художественной литературе ребенка с начала его жизненного пути. Каждая мама мечтает о том, что ее ребенок уже с младшего возраста, как минимум, будет читать выразительно стихи на утренниках в детском саду, и, как максимум, его пригласят в какую-либо телевизионную передачу, где ее чадо покорит своими талантом и непосредственностью миллионы сердец. Все родители хотят видеть своего ребенка достаточно успешным, грамотным, умеющим последовательно и выразительно изложить собеседнику свои мысли. И тут большую роль играет полноценное и своевременное речевое развитие малыша, которое происходит через приобщение к художественной литературе, влияющей на это самое речевое развитие.
Трудно переоценить ту силу художественной литературы на развитие ребенка, которая окружает малыша с первых дней его жизни. Это действительно наиглавнейшее, наимощнейшее средство для развития умственной, эмоциональной, нравственной и эстетической сферы дошкольника. Оно дает обогащение личности ребенка через знакомство с неизвестными литературными героями и сказочными мирами.
Впервые малыш приобщается к литературе с помощью бабушкиных и маминых певучих колыбельных песенок, выразительных потешек и прибауток. Потом приходит очередь знакомства с народными сказками, где закладывается и эмоциональное и нравственное начало в личности ребенка. Маленькие слушатели получают из народного фольклора новые эмоции, начинают подражать героям сказок, получают свой собственный первый жизненный опыт, приобщаются к миру переживаний и перевоплощений. Происходит развитие слуха и воображения маленького слушателя. Ребенок начинает давать свою первую оценку ситуации и делает свои первые в жизни выводы. Постепенно изменяются и речевые возможности ребенка. От детского лепета он переходит к отдельным словам и словосочетаниям, от них к простым предложениям, а от предложений к умению мыслить, к созданию своих образов литературных героев, к своему пониманию произведения. Вот как сказала о значении книг известная детская писательница Агния Барто, любимая нашими малышами: «Книга – сама по себе школа, да еще какая! Из твоего «сейчас» перенесет тебя то во вчерашний, то в завтрашний день. Поведет по родной стране, на север, на юг, куда пожелаешь. Увлечет в космос. И дружить научит. И любить то, что достойно любви. И презирать то, что заслуживает презрения».
Необходимо помнить, что все дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Слушая художественную литературу в исполнении бабушки, мамы или другого взрослого человека, ребенок учится слышать мелодичность, выразительность, красоту и напевность русского языка. Благодаря меняющимся интонациям, дошкольники познают юмор и шутки, пополняют свой словарный запас фразеологизмами, сравнениями и эпитетами, учатся выражать свои собственные мысли, пытаются соединить простые предложения в сложные. В этот момент также развивается умение слушать и понимать прочитанное, что улучшает пассивное речевое развитие детей, закрепляется умение использовать основные синтаксические конструкции русского языка, дает прекрасные образцы русской литературы, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Регулярное чтение улучшает память, что помогает ребенку легче запоминать стихотворения и тексты сказок, рассказов, песен. Но при этом людям, окружающим малыша, необходимо соблюдать известные всем правила приобщения к художественной литературе, чтобы ее влияние стало более полноценным:
- художественное произведение будет легко восприниматься малышом лишь в том случае, если тот к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание как на непосредственно содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению и любовь к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение соответствует возрасту и интересам детей, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
- решение одной из важных задач в развитии речи детей – формирование самостоятельности в художественно-речевой и театрализованной деятельности должно проходить только путем развития творческих способностей малыша, без принуждения. Учитесь завлекать его в мир прекрасного.
- в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний дайте возможность активизироваться словарному запасу ребенка. При этом никогда не перебивайте и не критикуйте юного артиста. Лучше просто несколько раз попросите повторить несколько фраз, ненавязчиво поправляя его речь.
- для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности создавайте соответствующую развивающую среду: используйте пальчиковый театр, теневой и настольный, театр игрушек, би-ба-бо, маски, костюмы.
- анализируйте прочитанное литературное произведение, тогда дети овладеют способностью передавать в образном слове определенное содержание. Так на основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.
- используйте в своем общении с ребенком дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку». Использование в современной речи разного рода художественных произведений и дидактических игр, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, заметно увеличивает словарный запас, формирует коммуникативную культуру дошкольника.
Уже давно известно, что читающие дети любознательны, у них сильно развито воображение, их речь достаточно грамотная и они поражают окружающих своим интеллектом, у них отличная память, они умеют сопереживать и понимать чувства других людей.
Речь детей, влюбленных в народные сказки, в авторские поэтические произведения и прозу, наполнена эмоциями, выразительностью и умением отражать переполняющие их чувства. Эти дети умеют неординарно думать и рассуждать, анализируют и делают правильные выводы. Знакомясь с опытом, полученным из художественной литературы, ребенок развивается как личность, приобретает собственный взгляд на жизнь.
Любящим родителям необходимо помнить, что приобщение к чтению – это долгий кропотливый труд. И педагоги дошкольного возраста понимают это очень хорошо. Очень часто приобщение к книге начинается с консультативной работы с родителями. На родительских собраниях мы призывает мам, пап и бабушек посетить с малышами библиотеку, где его с первых минут поражают книжные полки, скрывающие в своих стеллажах необыкновенных персонажей, неизведанные события. В индивидуальных беседах с родителями мы призываем их к соблюдению литературных традиций всех поколений: чтение сказки своему любимому малышу перед сном. И нас, педагогов, радует, что в эпоху электроники и всевозможных гаджетов, мы видим результаты своих плодов, слышим, как малыш, посетивший библиотеку и прослушавший новую для него сказку, пытается ее рассказать и даже показать своим друзьям. Взаимодействуя с родителями дошкольников, мы продолжаем знакомить детей с сокровищницей устного народного творчества, с мировой литературой, помогаем мыслить и говорить на одном из самых богатых и красивейших языков мира с помощью наших верных друзей и помощников – книг! И, разумеется, взрослые должны научить детей бережно относиться к самой книге, беречь ее. Помните, книга –это мир удивительных открытий и событий, необходимых знаний и незабываемых приключений, мир фантазий и грез. Ведь недаром говорят: «Книга – это окошко, через которое весь мир видно!»
2021