Качество дошкольного образования включает в себя качество образовательного процесса и качество полноценного развития и воспитания каждого ребенка, а также такое качество результатов, которое удовлетворяет запросы и ожидания родителей воспитанников.
Центральное место в формировании личности ребенка, конечно, занимает семья. По мнению специалистов, именно от нее на 70% зависит каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития и совершенствования природных задатков и способностей. Помочь ребенку поверить в свои силы, сохранить его активные стремления познавать удивительный и огромный мир вокруг, а также подготовить к школе уверенного и пытливого ученика – благородная и интересная задача в первую очередь родителей.
Воспитание в семье должно преследовать единые цели и задачи. Семейное воспитание – это постоянная работа, в которой участвуют два человека: отец и мать, они вместе несут ответственность за жизнь семьи.
Материнство – стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования. Материнский инстинкт врожден. А чувство отцовства зарождается уже после рождения ребенка. Хороший отец организует всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. Отец формирует в мальчике будущего мужчину – отца, а в девочке – представления об идеале ее будущего спутника. Чтоб из мальчика вырос хороший отец, его с детства надо приучать к заботе о родных и близких, а также к участию в домашних делах, формировать у него способность к сопереживанию. Особенно важен личный пример отца и его отношение к собственным родительским обязанностям. От отца во многом зависит счастье матери счастливое, радостное детство ребенка. В каждой семье свои неповторимые особые взаимоотношения с ребенком. Одно из условий успешного развития личности ребенка и повышения качества образования в детском саду является благоприятный тип воспитания, который основан на доверии и уважении друг к другу. При этом воспитании ребенок проявляет активность, инициативность и самостоятельность.
Если в семье родители – инициаторы, то они ставят перед ребенком задачи, а также организуют и контролируют их выполнение. Особенно это важно для развития сенсорных и мыслительных способностей, при этом расширяются и систематизируются знания детей об окружающем мире, а также у ребенка будут сформированы элементы учебной деятельности. Дети легче будут включаться в образовательное пространство дошкольной организации, если в семье присутствует совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказами родителей, пояснениями и беседами.
Семья – важнейший институт общества, который предопределяет закономерности формирования будущего человека. Это первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Родители, которые в достаточной мере не владеют знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание ребенка интуитивно и это не приносит желаемых результатов. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения.
Главной целью педагога дошкольного учреждения является создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, непосредственного и постоянного участия родителей в воспитательном процессе. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они учатся чему-то новому. Важнее другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек и дедушек: им так необходимо знать и видеть, что они нужны и интересны окружающим людям. А педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
В каждом детском саду складывается свой уникальный опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мотивация и вовлечение родителей в работу дошкольного учреждения на основе единства и взаимного доверия способствует пониманию родителями интересов ребенка, укреплению авторитета педагога в семье и авторитета родителей в детском саду. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья). Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.
Сегодня родители не сторонние наблюдатели, а активные участники всего образовательного процесса в ДОУ. Весь родительский потенциал используется при организации работы с детьми по социально-личностному направлению развития, ведь современный сад открыт для межличностного и группового общения. Активное взаимодействие с семьей позволяет детскому саду развиваться, наращивать свой потенциал, повышать качество образовательных услуг. Надеемся, что в тесном взаимодействии с семьей мы будем вместе способствовать всестороннему полноценному развитию детей.
Библиографический список
1. Глебова С.В. Детский сад – семья (аспект взаимодействия) / С.В.
Глебова. – 2005.
2. Богословец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ / Л.Г. Богословец,
Н.А. Майер, О.И. Давыдова.