Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Иванчук С. М., Цвиренко В. В., Чуйкова Н. С. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста посредством нестандартного оборудования»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


В головном мозге, центры которые отвечают за движение рук и артикуляционный аппарат, связаны между собой теснейшим образом. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно как можно раньше.
Каким же образом в дошкольном возрасте можно развить мелкую моторику рук?
Конечно же, всем знакомые, пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В нашей работе по развитию мелкой моторики рук ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.
Нетрадиционный материал хорош тем, что:
- он не требует больших финансовых затрат (игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители);
- способствует развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи; вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, способность доводить начатое дело до конца, усидчивость;
- повышает работоспособность головного мозга;
- кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Данная техника вносит определенную новизну в деятельности малышей. Детям безумно нравится играть с вещами и предметами которыми пользуются взрослые, и которые вроде бы не предназначены для игр.
Для игр подойдут:
- прищепки бельевые;
- зубные щётки;
- платочки;
- бигуди;
- счётные палочки;
- шпажки;
- палочки для коктейля;
- зубочистки;
- крышки от бутылок;
- шишки и орехи;
- пуговицы;
- шестигранные карандаши;
- ватные палочки;
- различные крупы и бобовые (гречка, манка фасоль, горох и т.д.);
- гайки и шурупы и многое другое.
Почти все игры сопровождаются стихотворениями. Когда дети проговаривают стихи одновременно с движениями пальцев рук, речь становится ритмичной, делается более громкой, четкой и эмоциональной и стихи легче запоминаются.

ПРИМЕРЫ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Игра с прищепками
Прищипывая каждый палец мы проговариваем стихотворение. Поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от большого к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Очень важно заниматься последовательно(правая рука, левая рука, обе руки - от простого к сложному). Когда ребенок будет уверенно прикреплять прищепку большим и указательным, можно переходить к большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем):
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Самомассаж зубной щеткой
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики.
Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Игры с платочками
«Тесто»
Месим, месим тесто!
Есть в печи место!
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Игры со шпажками, зубочистками и бросовым материалом
«Башенки»
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню.
Самомассаж с шишками
Катаем шишки по ладони круговыми движениями:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Можно использовать реплики героев из сказок, тогда, выполняя круговые движения ладошками, ребенок произносит определенную фразу, например: «Колобок, колобок я тебя съем!», меняя при этом высоту и выразительность голоса, в зависимости от того, кто это произносит, зайка, лиса или кто-то другой.
Игры с бигуди, карандашами
«Самокат»
Самокат, самокат,
Самокату очень рад!
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу!
Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.
Игры с шурупами и гайками
«Я папе помогаю»
Оборудование: небольшие коробочки с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера.
Описание: в плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки и предложить детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.
Я папе помогаю
Порядок навожу.
Все гайки и шурупы
В коробки разложу.
Игры с крупами и бобовыми (фасоль, горох).
Это универсальный материал: тут и массаж, и игры с предметами, и сортировать, и посыпать, просеять, и выложить узор, и в продуктивной деятельности использовать и многое другое. Главное проявить фантазию.
Игры с контейнерами от киндер- сюрприза. "Сюрпризики"
Оборудование: мелкие игрушки, яйцо от киндер-сюрприза, разные фантики, бумага, пакетики.
Ход игры: Взрослый запаковывает игрушку в киндер-сюрприз, фантики, различную бумагу, пакетики. Ребёнку необходимо самому всё открыть и получить долгожданный приз

2020