Библиографическое описание: Губарь И.Г. Мотивация детей в первом классе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Учебная мотивация является сложнейшим системным образованием, которое состоит из мотивов учения – познавательные и социальные. Формирование учебной мотивации – это одна из центральных проблем современной школы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, а также освоивших основную образовательную программу начального общего образования, представляет собой готовность и способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию. Известно и доказано, что мотивация школьников является одни из критериев, которые обеспечивают эффективность педагогического процесса.
Уже в младшем возрасте начинает формироваться учебная мотивация. В это время очень важно, чтобы педагоги поддерживали стремление и желание у школьников к обучению.
Очень важно, чтобы учителя имели знания об особенностях мотивации у школьников начальных классов. Так, понимая и зная структуру мотивации учения, педагог сможет найти причины, которые оказывают влияние на отношение учеников к учению.
Когда ребенок поступает в первый класс, у него сохраняется потребность принятия целей взрослых как своих собственных, также ребенок стремится принять на себя значимую и оцениваемую роль ученика. Эти аспекты и мотивируют ученика первого класса к учению, помимо этого создается интерес и к школьному процессу. Но, мотивация, которая вызвана только новой социальной ролью ребенка, не может действовать долгое время и постепенно теряет силу, утрачивает важное значение.
Интересно, что выделяют и положительные и отрицательные стороны мотивации учения младших школьников. Так, к положительным качествам мотивации относятся:
● хорошее отношение ученика к школе;
● широта интересов ученика;
● любознательность.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт. Сюда относится недостаточная заинтересованность школьников – их интересы не долго поддерживают учебную деятельность, они быстро удовлетворяются, а при отсутствии поддержки от педагога и вовсе пропадают, после чего не возобновляются.
Учебная мотивация имеет некоторые специфические факторы:
1) учебная деятельность определяется самой образовательной системой, а также образовательным учреждением, в котором осуществляется учебная деятельность;
2) определяется организацией образовательного процесса;
3) ориентируется на особенности обучающегося – это возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности и прочее;
4) определяется субъективными особенностями педагога и системой отношения его к ученику;
5) обусловливается спецификой учебного предмета.
Условия формирования положительной мотивации к учению у первоклассников обусловлены, конечно же, особенностями возраста:
● преимущественно наглядно-образное мышление;
● расположение к игровой форме деятельности;
● изменения в социальном статусе;
● желание приобрести самостоятельность;
● потребность в хвале, поддержке, оценке деятельности;
● потребность налаживать отношения со сверстниками, педагогом.
Мотивация первоклассников имеет некоторую особенность – школьники слушают педагога и выполняют все его требования. Учащиеся первого класса так сильно замотивированы, в связи с чем дети порой даже не понимают для чего им необходимо выполнить эти требования. Первое время первокласснику интересны события и явления, которые с интересом изучаются на уроке. Так, ученику интересно знание, которое он получает именно от педагога, что в большинстве своем определяет характер познавательных интересов школьника на первом его учебном году.
Таким образом, отметим следующие условия, которые способствуют формированию положительной мотивации у первоклассников к обучению. Во-первых, на уроках стоит использовать наглядность для лучшего запоминания информации. Во-вторых, хорошо работает применение игровых методов на уроках. В-третьих, важно, чтобы информация на уроке была занимательна и преподносилась чуть более эмоционально. В-четвертых, важно на уроках использовать групповые методы работы, а также практические – проведение опытов. В-пятых, необходимо четко продумать систему оценивания.
Так, формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – это важный аспект работы учителя начальной школы. Соответственно, именно за счет опыта учителя, накопленных им методических знаний, высокой мотивации, также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации, и зависит успешность учеников первых классов.
Литература
1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 178 с.
2. Лукьянова Н.И., Калинина Н.В. Учебная мотивация школьников, как показатель результативности образовательного процесса в школе. – М.: Наука, 2013. – 302 с.
3. Обманчевская С.В., Скрипова В.А. Особенности учебной мотивации школьников // Ментор. – 2009. – № 1. – С. 9-12.
4. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. - №24. – С.791-764.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.