Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения качества дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что повышение качества дошкольного образования возможно через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.
Главным концептуальным положением, в соответствии с которым мы планируем и организуем методическую деятельность – продуктивность, творчество и усложнение. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным. В нашей работе мы используем различные формы работы с педагогами, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его.
Имитация рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей.
Дебаты –осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Это качество позволяет использовать дебаты как в процессе организации методической и экспериментальной работы непосредственно в ДОУ, так и в учреждениях повышения квалификации работников образования.
Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. В проведении КТД большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.
Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.
Аукцион педагогических идей – основная цель – обобщение и распространение передового педагогического опыта. Педагогу надо представить так свою работу, чтобы коллеги захотели «купить» её.
Педагогические ринги уточняют и систематизируют знания педагогов по проблемам и позволяют провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.
Педагогическое «ателье» «Мы вместе - а это значит…» знакомит с основными идеями воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
«Деловой блокнот воспитателя» - отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).
Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.
Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ.
Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.
«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.
Справочное педагогическое бюро даст ответ на любой вопрос,
Панельные дискуссии учат педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к выработке общего мнения.
Каждую дискуссию можно превратить в дискуссионные качели (участники делятся на две группы: каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме).
На симпозиуме – обсуждении, педагоги –новаторы не только могут представить свой опыт работы, но и ответить на вопросы аудитории.
«Киношкола» (педагог показывает без комментариев заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности). По данным педагогом-психологом критериям участники оценивают уровень развития какого-либо качества у дошкольников.
Таким образом, использование инновационных форм работы с педагогами мы рассматриваем как фактор повышения качества образования.
Библиографический список
1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. - 112 с.
2. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. Москва: -Изд-во «Сфера», 2012. - 128 с.
3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. - 80с.
Телефон: 8 906 100 62 94 e-mail: cdtnkfyfahfywtdf@yandex.ru