Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Колегова Т.В. Из опыта работы с «особыми» детьми

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


6 лет назад ко мне подошла мама девочки (Кристины) и сказала: «Татьяна Владимировна, нам врачи посоветовали заняться вокалом. Я понимаю, что у моего ребёнка нет голоса, слуха (не только музыкального, но и чисто физиологически она плохо слышит), проблема с легкими, но, пожалуйста, возьмите. Пусть она не будет на сцене,- нам надо для здоровья». Много позже я узнала, что девочке поставлена инвалидность. Но тогда я начала заниматься с ней, как с обычным ребенком. На групповых занятиях мы учились дыхательным упражнениям А.Н. Стрельниковой, развивали музыкальный и ритмический слух, работали над дикцией и артикуляцией. За годы занятий в студии у ребёнка частично восстановился слух, редко возникают проблемы с дыханием, она замечательно поёт в ансамбле, и говорит, что ещё станет солисткой.
Два года назад на известие о том, что мне предстоит заниматься с «особыми» детьми, первой реакцией была паника: «Чему я буду их учить? Как я буду их учить? Зачем им вокал?». Вопрос «Зачем» отпал, как только я вспомнила историю прихода в студию Кристины. Когда же на вопрос своей мамы: «Чем бы ты хотел заняться?» мальчик с ДЦП сказал: «Петь», все остальные вопросы в моей голове сложились в один ответ: «Я буду учиться вместе с ними».
Итак, мои «особые» дети – учащиеся начальных классов. У всех – разные диагнозы, и, как у всех детей – разные потребности, возможности, желания и характеры. Как выстроить с ними работу? Познакомившись с детьми, поняла, что с некоторыми придется учиться выстраивать не работу, а общение. И тут меня снова охватила паника: «Я же не профессиональный психолог!». Но осознание того, что моя работа может им помочь (кому-то с исполнением желания научиться петь, кому-то с постановкой речи, другим – с возможностью социализации), придало мне решительности. Используя Интернет - ресурсы, изучив литературу, описывающую особенности развития и воспитания детей, имеющих ОВЗ, пройдя модульные курсы «Инклюзивный подход в образовании», ознакомившись с опытом работы других педагогов, составила адаптированные образовательные программы. Книги «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ»[1] и В. Каган «Аутята. Родителям об аутизме»[2] для меня действительно стали настольными.
В каждую программу включила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Кроме этого упражнения на артикуляцию, дикцию, развитие ритмического и музыкального слуха. Занятия проходят два раза в неделю от 5 до 30 минут в зависимости от особенностей детей.
Легче всего занятия проходят с тем самым мальчиком с ДЦП – Артёмом. Он открыт для общения, имеет огромное желание научиться петь. И успехи уже видны: Артём учиться петь под фонограмму «минус». В июне 2017 года он принял участие в фестивале детского творчества для детей с ОВЗ «Уральский букет – 2017» (г. Губаха Пермского края).
Сложнее заниматься с Викой, имеющей задержку психического развития. На первом занятии, увидев книжку со сказкой, она заявила: «Читай!». Я не стала настаивать на том, что мы «собрались» не для чтения, прочитала ей сказку «Лисичка со скалочкой», только в некоторых подходящих местах чтение заменила пропеванием текста. На следующем занятии, присочинив эпизод к сказке, начала разучивание песенки «Два кота». Очень маленькими шажками мы осваиваем эту песенку: ритмически, артикуляционно, интонационно. Чуть – чуть быстрей продвигается обучение дыхательной гимнастике: одно упражнение (пусть не в идеальном исполнении) у девочки уже получается. Важно то, что оно нашло применение в жизни: со слов мамы с его помощью Вика быстрее справляется с приступами эпилепсии.
Самый «неподступный» ребенок – Марат (с диагнозом аутизм). На вопрос мамы: «Пойдем петь?» он категорично заявлял: «Нет!». «Заманили» его в кабинет До-мажорной Фугой Баха. Но подойдя к фортепиано, Марат обоими предплечьями сильно стал бить по клавиатуре. Мое твердое «так нельзя» он проигнорировал, и остановить мальчика смогла только тьютор. Так прошло мое с ним знакомство. На следующем занятии все повторилось с разницей лишь в моих словах: «Бедный мой инструмент». Видимо, проверку я прошла, потому что на третий раз проба инструмента была щадящей: одним – двумя пальцами. А на четвертое посещение была замечена я сама. Наши занятия проходят пока только с тьютором или мамой. Продолжительность - не более 5 минут (Марат просто встает и говорит: «Всё!»). Но я надеюсь, что со временем смогу обучить его и дыхательной гимнастике, и артикуляционным упражнениям, - ему это очень нужно!
И ещё одно немаловажное дополнение: как часто мы обвиняем погоду в плохом настроении, неважном самочувствии, нежелании что-либо делать и других неприятностях. Новолуние и полнолуние также заставляют нас сетовать на своё эмоциональное, психическое, физиологическое состояние. Здоровые люди почти не реагируют на изменения погоды и смену фаз Луны. А вот «особые» дети особо подвержены их воздействию. В этом я убедилась, занимаясь с моими детьми. Артём в такие периоды становится «вялым», с трудом, я бы сказала с неохотой, открывает рот, у него может непроизвольно течь слюна, и он этого не замечает. Вика начинает раскачиваться как маятник, и, глядя в её глаза, я понимаю, что в данный момент она находится совсем не в моём пространстве. Укусы, щипки и дёрганье за волосы для Марата - это показатель доверия, признания, пропуска в свой мир. Но в такие дни он становится особо агрессивным, капризным. Как преодолевать эти состояния? Каждый раз по-разному. На мой взгляд, универсального рецепта нет. На то мы и педагоги, чтобы искать эти пути. Как сказал наш современник, архитектор Сергей Макушев: «Ученик для учителя – это возможность совершенствования учителя».

kolegova1964@mail.ru

89127862808


[1] Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ (под редакцией М.С. Староверовой)/ - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.
[2] Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. – СПб.: Питер, 2016.
2018