Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.
Разрабатывая подходы к математическому развитию детей, следует учитывать тот факт, что освоение дошкольников с ОВЗ математического опыта идет, как правило, двумя путями:
- под руководством педагогов (игры и занятия со специальным заданием);
- в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование различных видов детской деятельности.)
В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные пути всегда перекрещиваются. Такое построение коррекционно - развивающей работы с ОВЗ в включает в себя:
- развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;
- построение предметно – развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;
- поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.
При построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, такие как:
- игровая форма обучения;
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.
Одна из задач учителя - дефектолога — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес.
Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Познавательный интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.
Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.
Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Наполните группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Создать предметно-пространственную среду для математического развития детей.
Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.
Уголок занимательной математики.
Какие задачи поможет решить уголок занимательной математики?
- Сформировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.
- Развить качества и свойства личности, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
- Воспитать потребность заниматься в свободное время интересными и полезными играми.
- Развить речь, воображение, мышление, расширить кругозор.
Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.
В средней возрастной группе есть развивающие игры и игровые материалы математического содержания разной степени сложности. В такой среде педагог может одновременно включать в активную деятельность всех детей группы.
Математические игры — эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.
Игровой материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей группы. Это настольно-печатные игры, логические таблицы, лабиринты, игры для развития логического мышления (различные головоломки, ребусы), игр на составление целого из частей, домино и др.
Дошкольники любят заниматься со счетными палочками. Они используют их для счетных операций (количественного и порядкового счета, составления чисел из двух меньших и др.), делают из них разные геометрические фигуры и предметы. Такие занятия служат началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подводят их к самостоятельному придумыванию задач-головоломок.
Чтобы стимулировать дошкольников к коллективным играм, творческой деятельности, можно использовать фланелеграфы, учебные и магнитные доски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Семья», «Врач» и др. В течение года педагогам необходимо менять игры по мере их освоения, добавляют новые, более сложные; расширяют занимательный игровой материал. Развивающие игры и упражнения они проводят как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:
- игровые проблемные ситуации;
- математические сказки;
- проектная деятельность;
- элементарные опыты;
- моделирование и др.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.
Что сделает занятия по математике эффективными?
- Нетрадиционная форма.
- Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
- Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
- Игровая мотивация.
- Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
- Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
- Чередование видов деятельности.
Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок,стихов, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, занятия с использованием ИКТ и др.
Занятия строятся на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Библиографический список:
• Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.• Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
• Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.- 368 с.
• Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
• Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 376 с.
• Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965. - 188 с.
• Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И.Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.