НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горбунов А.И. Спортивное образование. Проект системы развития детско-юношеского футбола на основе анализа дворового и организованного футбола

Библиографическое описание:
Горбунов А.И. Спортивное образование. Проект системы развития детско-юношеского футбола на основе анализа дворового и организованного футбола // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Введение

Создав систему организованного обучения в ДЮСШ, мы, не желая того, негативно повлияли на существование дворового футбола, который формировал фундамент механизма самосовершенствования, способствовал воспитанию характера, развитию личности и самобытности. Мы решили сами заниматься организацией естественных процессов становления футболиста с раннего возраста. И на каждом шаге получили отрицательные результаты. Необходим очень тщательный и вдумчивый анализ сложившейся ситуации.

Если сравнивать среду, в которой выросли наши звезды футбола 40-60-х годов, с условиями, в которых мы готовим сейчас молодых футболистов, то увидим, что среда и принципы формирования личности искусственно изменены в прямо противоположную сторону. Таким образом, можно констатировать постепенное снижение уровня подготовки молодых футболистов, отсутствие в современном отечественном футболе ярких игроков.

Анализ дворового и организованного футбола

Брать или отдавать?

Чтобы понять истоки формирования культуры и техники футбольной игры, обратимся к анализу такого явления, как дворовый футбол. Дворовый футбол ничего не давал мальчику авансом, от него можно было получить лишь одно - удовольствие от игры, причем только приложив большие усилия как организационного, так и игрового плана. Организованный футбол в отличие от дворового с первых же шагов начинается для мальчика с легкого получения очень многого. Его сразу одаривают внешними футбольными атрибутами: настоящий тренер, стадион с настоящим полем, спортзал, форма, мячи, соревнования, настоящие тренировки, как у взрослых профессионалов. Это часто способствует формированию потребительского отношения мальчика к футболу. Настоящим разочарованием является осознание того, что в организованном футболе невозможно получить удовольствие свободной игровой деятельности, полной импровизаций и моментов озарения (находок/решения проблемных моментов), которые свойственны атмосфере дворового футбола.

Научить или научиться?

В дворовом футболе мальчика никто не учил, дворовая среда заставляла его - научись сам, сам проанализируй и сам попробуй, если, ты способен, если у тебя есть к этому талант. Действуя так, мальчик запускал, внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования.

В организованном футболе, наоборот, мальчика уже с 7-8 лет начинают учить

игре, навязывать тренерскую точку зрения. Это считается передачей опыта. Только мы упускаем, что для того, чтобы мальчик вырос в индивидуальность, необходимо, чтобы он нашел СВОЕ удовольствие в футболе, СВОЕ понимание его сущности и его законов, ведь без этого он не станет самобытной личностью, способной изменить наше представление об игре. Заменив девиз дворового футбола: "Научись сам!", на лозунг: "Мы тебя научим!", мы существенно повлияли на возможность появления в нашем футболе ярких, самобытных личностей, игроков со своим взглядом на игру.

Осознанная необходимость или свобода выбора

В дворовом футболе мальчик был свободен в выборе того, что ему предлагал футбол, и брал он только то, что соответствовало его личностным особенностям, что было адекватно его возможностям и потребностям. В организованном футболе мальчик не выбирает то, что ему нравится. Сам подход к обучению не дает ему права выбора. Да и в самих играх тренер не дает мальчику экспериментировать - ведь это скажется на результате игры!

Разновозрастность и непостоянство составов

Еще одной важной особенностью дворового футбола была разновозрастность дворовых команд. Игра в такой команде, где собирались игроки разного возраста и уровня, давала возможность в игре учиться у более старших и более умелых, и в то же время пробовать свои наработки в игре, взаимодействуя с младшими игроками (выступить в роли лидера/наставника).

В организованном детско-юношеском футболе разновозрастных команд нет. Кроме организационных удобств никаких плюсов от этого мы не приобрели. В командах, где мальчишки одного возраста, учиться не у кого, единственным человеком, у которого можно чему-либо учиться, является тренер.

Нужен ли футболу "отбор"?

Дворовый футбол не делал отбора, он брал и способных, и неспособных ребят. Каждый играл свою роль: один был нужен, чтобы его обыгрывали, как "стойку", другой - чтобы у него можно было подсмотреть хитрый прием, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов и т.д. Критерием отбора был один показатель - желание играть.

В нашем организованном футболе вопрос - играть или не играть? - сегодня решает тренер, который уже среди детей 7-летнего возраста определяет, кто может, а кто не может играть в футбол.

Самая же большая беда, что мы не только лишаем отобранных нами одаренных мальчишек необходимой питательной среды (двора), но и оставляем во дворах, "выжженную землю", уничтожая основу дворового футбола. Потому что именно те мальчишки, которых мы забираем, являлись стержнем, на котором и держался дворовый футбол.

Куда исчезли лидеры?

Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность его участникам проявлять, а значит, и развивать свои лидерские качества.

А в нашем организованном футболе все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств у как можно большего количества мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, забирая из дворовых команд и концентрируя в более или менее престижных клубах и футбольных школах. Собирая потенциальных лидеров в общую группу из 20 человек, мы оставляем возможность развивать лидерские качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров.

Игра - благо или беда?

Игра - единственное, что использовал дворовый футбол для подготовки игрока. Но в этой игре сочетались элементы соревнования и тренировки, создавая особую среду, в которой у каждого игрока была возможность выбора комфортных условий участия. Аморфность этой среды, необязательность участия в игре на каких-то жестких условиях давали возможность не выкладываться и не очень жестко соблюдать игровую дисциплину.

Сегодня о психологическом комфорте для ребенка в его "игре в футбол" и разговора быть не может. Это уже не его игра - ею руководят и в ней все определяют взрослые.

Выводы

На основании анализа дворового и организованного детско-юношеского футбола и собственного педагогического опыта работы я пришел к следующим выводам.

В силу различных обстоятельств (в том числе в связи с развитием сети ДЮСШ) мы утратили тот дворовый футбол, который во многом способствовал нашим прошлым успехам на международном уровне.

При раннем наборе в организованный футбол и последующих тренировках, зачастую ежедневных, в ребенке затормаживается механизм самосовершенствования и саморазвития личностных качеств.

Регулярные соревнования, турниры и товарищеские игры проводятся длительный период, что пагубно действует на психику детей. Кроме того, постоянная нацеленность на результат исключает из их игры воображение, фантазию, применение своих собственных приемов.

Концентрация лучших игроков (лидеров) из различных команд в одну пагубно действует на лидеров, пришедших в команду, и лидеров, уже находящихся в команде. А команда, из которой забрали лидера, иногда теряет желание дальнейшего совершенствования.

В современной методике формирования навыков игры в футбол применительно к детям младшего возраста неоправданно используются тактические приемы, направленные на достижение спортивного результата. При этом упускаются фундаментальные приемы последовательности обучения, учитывающие возрастные особенности.

Оценка работы тренера на любых уровнях подготовки сводится к подсчету завоеванных их командами очков, мест и грамот, что заставляет тренеров в ущерб последовательной подготовке «натаскивать» детей на ранний результат. В дальнейшем же не отслеживается рост игрока, его последующее участие в мужском футболе, и тренеры детско-юношеских команд никак не поощряются за подготовку игроков для взрослой команды.

Ранний набор детей в секции, концентрация лучших игроков в одну команду, методика, дающая сиюминутные результаты, - это только часть ошибочных действий в системе детского городского футбола. Добавим к этому организацию нашими функционерами игр по возрастам, что удобно для проведения соревнований, но негативно влияет на подготовку сильного игрока, так как в одновозрастной команде для него утрачивается возможность совершенствоваться (не у кого учиться).

Проект организации системы взаимодействия детско-юношеского и дворового футбола

Анализ психолого-педагогических особенностей организованного и дворового футбола и выводы из него показали необходимость изменений в системе подготовки футбольных резервов.

До 12 лет все желающие занимаются футболом в системе дополнительного образования в школе. Занятия проводятся в игровой форме 2-3 раза в неделю. Тренер выступает как организатор смешанных команд.

Тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и других организаций не должны заниматься набором и работой с детьми до этого возраста.

Городские и районные соревнования между школами должны проводиться в составе сборных команд школы (до 9-го класса), с включением в эти команды учащихся спортивных школ. Это только повысит статус школьного футбола и привлекательность таких соревнований. При проведении соревнований необходимо объединять команды не по возрастам, а по уровню подготовки игроков.

С 12-15 лет проводится набор детей в ДЮСШ и другие организации и осуществляется базовая подготовка с учетом требований последующего этапа. Учащиеся, не прошедшие по набору или не желающие заниматься в организованном футболе, продолжают заниматься в системе дополнительного образования.

С 15-18 лет учащиеся ДЮСШ и СДЮШОР занимаются по общепринятым программам, обращая внимание на обучение игре в футбол, где имеет место быстрый пас, быстрые индивидуальные действия, быстрые взаимодействия, с учетом технических, физических, тактических и психологических нагрузок в игровых действиях.

Дальнейшее совершенствование лучше проводить в смешанных командах, где юноши смогут лучше адаптироваться к мужскому футболу.

Библиографический список

1. Приказ Министерства спорта РФ от 16 ноября 2022 года №1000 “Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта “футбол” URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405833349/ (дата обращения: 20.09.2023)

2. Приложение N 2 к приказу Минспорта Россииот 19 марта 2020 г. N 224 “Квалификационные требования к присвоению квалификационных категорий тренеров” URL: https://base.garant.ru/74036154/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/ (дата обращения: 20.09.2023)

3. Циркуляр Общероссийской общественной организации “Российский футбольный союз” от 21 февраля 2020 года “Формат игр соревнований среди детских команд 6-12 лет” от 21 февраля 2020 года URL: https://static.rfs.ru/documents/1/5eb5406b1ed66.pdf (дата обращения: 20.09.2023)

4. Новикова И.В. Глобальные и локальные проблемы российского дворового футбола // Вестник СГТУ. 2008. №1.
2023