Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Липнина Е.М. Почему так изменилась Наташа Ростова?

Библиографическое описание:
Липнина Е.М. Почему так изменилась Наташа Ростова? // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Несколько лет назад я попала на лекцию об архетипах. Через три дня после лекции у меня был урок в 10 классе - эпилог романа "Война и мир". Возмутила девушек и многих юношей Наташа Ростова: в кого она превратилась?

Я решила посмотреть на героев с точки зрения теории архетипов. Наташа достигла высшей ступени развития женского начала (простите психологи, что после одной лекции и нескольких статей вольно обращаюсь с теорией Юнга).

Карл Юнг выделил 4 архетипа женщины, которые дополнительно подразделил на светлую и темную стороны. Архетип — это образ, в котором находится человек/персонаж. В моём представлении это диапазон и частота звучания личности.

Принцесса

Отличница, девочка, нежное создание. Любима родителями, во многом зависит от их мнения и мнения других людей. Лишена самостоятельности.

Теневая сторона принцессы - дрянная девчонка

Она, как принцесса, мечтательна, романтична, зависит от чужого мнения (скрывает это). Внешне - отсутствие авторитета родителей, взрослых, старших.

Эмоциональность переходит в истеричность, плаксивость, частую смену настроений, суицидальные наклонности. Капризность превращается в стервозность и убеждение, что ей все должны.

Личные отношения все так же идеализируются. В качестве объектов страсти выбираются «проблемные» варианты — женатые мужчины, мужчины с большой разницей в возрасте или в статусе, кумиры.

Дрянная девчонка — это девушка-вызов, притягивающая к себе внимание.

Жрица, муза

Пробуждает в мужчине все самое чистое и благородное, вдохновляя на подвиги и созидание. Мужчины помнят такую девушку всю жизнь, даже после кратковременной встречи, интуитивно стараются стать лучше, поэтому ее партнер быстро делает успехи на любом поприще.

Жрица сочетает в себе все самые лучшие женские качества — чувственность, интуицию, обаяние, мудрость. Она может обладать навыками целительства и буквально преображать пространство вокруг себя.

Теневая сторона музы - ведьма

Образ этого архетипа — Холодная стерва, Снежная королева, Женщина-вамп. Обладает магической властью над мужчинами, но не созидательной. Ведьма использует их для достижения своих корыстных целей — материальной выгоды, удовлетворения физиологических потребностей или психологических прихотей (мести, интриг, повышения самооценки и т.д.). Без каких-либо сожалений и угрызений совести.

Ведьма считает себя центром Вселенной, где мужчина — всего лишь инструмент для достижения цели. Она умна и хитра, обаятельна, откровенна, сексуальна и в то же время холодна и расчетлива. Она меняет образы согласно поставленным перед собой целям. Полярность ее чувств способна сводить мужчин с ума.

Следующий архетип - женщина-охотница — представительница прекрасного пола с активной позицией по жизни. Она успешна сама по себе и не рассчитывает на мужчин. Более того, Охотница нередко вступает в соревнование с ними, поскольку не считает себя слабым полом и не разделяет дела на чисто мужские и чисто женские.

Свободолюбивая и независимая, она предпочитает роль боевой подруги или любовницы. Подсознательно выбирает слабых мужчин, неудачников. Из-за постоянной занятости Охотницы ее дети рано ставятся самостоятельными.

Охотница — женщина, которая способна сделать себя сама и самостоятельно решить любую задачу.

Амазонка

Обратная, теневая сторона Охотницы, - амазонка - стремится подавить, унизить, уничтожить мужчину. Отрицает любые эмоции, поскольку считает их слабостью. Сдержанна, скрытна.

В абсолютном приоритете у Амазонки карьера, поэтому предпочитает деловой стиль в одежде.

В личной жизни такой женщины если и бывают мужчины, то ненадолго, или те, которые согласны полностью и беспрекословно ей подчиняться. Она считает всех представителей мужского пола слабыми и недостойными внимания.

Хозяйка (Королева)

В приоритете Хозяйки — семья и все, что с ней связано. Она обеспечивает уют, домашнее тепло, любовь и заботу.

Терпелива, аккуратна, склонна к бескорыстной жертвенности. Верна, заботлива, воспринимает мужчину как опору, поддержку, поэтому быстро выходит замуж.

Хозяйка — женщина, у которой хватит любви и заботы на всех. Этим она притягательна.

Женщина-Хозяйка очень чутка к своему мужчине. Чувствует его, понимает, что он любит, его настроение, какие запахи его привлекают, что радует глаз, какие слова и в какую минуту ему нужно сказать, если потребуется - вовремя промолчит. Нет, она не раболепствует. Хозяйка – это та женщина, которая умеет любить и дарить полноценную любовь.

Теневая сторона Хозяйки

может выражаться двумя образами: Гипермамой, которая просто удушает своей опекой, или Холодной королевой, которая вообще игнорирует своих детей и не упускает шанса обвинить их в абсолютной неблагодарности.

Герои романа "Война и мир" меняются на протяжении лет и томов. Или не меняются.

Например, Соня - вечная принцесса, а затем старая дева. Цветок, который не пахнет. Она не совершает дурных поступков. Соня была интересна Николаю Ростову, пока он сам был мальчиком, принцем; взрослея, Николай утратил к ней интерес, потому что он менялся, а она - нет.

Элен Курагина обольстила Пьера (принца, мальчика, затем хулигана), она вечная Стерва. Как только сам Пьер немного разобрался в жизни, Элен ему опротивела. Он её перерос.

Наташа Ростова (в отличие от Сони и Элен) меняется. Старшеклассники говорят об эпилоге: что стало с Наташей? Фуу. На самом деле, Наташа у Толстого стала женщиной на 100%. Она, на мой взгляд, показана в эпилоге на высшем уровне развития женской энергии.

В начале романа Наташа - принцесса.

Муза - вдохновляет Андрея.

Стерва - увлечение Анатолем Курагиным.

Хозяйка - в конце романа.

Десятиклассникам стоит приглядеться к Наташе. Именно о такой жене, матери своих детей, любовнице и подруге стоит мечтать.

Но до этого уровня надо и самому дорасти. Она якобы держит мужа под каблуком. На самом деле тонко улавливает его мысли и настроения, видит лучшее в муже. И рядом с ним она красавица: глаза блестят, лицо выразительно и одухотворено. Прочитайте внимательно, как меняется Наташа, когда приезжает Пьер.

И Наташа легкими шагами побежала в переднюю. Денисов, с трубкой, вышедший в залу из кабинета, тут в первый раз узнал Наташу. Яркий, блестящий, радостный свет лился потоками из ее преобразившегося лица.

— Приехал! — проговорила она ему на бегу, и Денисов почувствовал, что он был в восторге от того, что приехал Пьер, которого он очень мало любил. Вбежав в переднюю, Наташа увидала высокую фигуру в шубе, разматывающую шарф. «Он! он! Правда! Вот он, — проговорила она сама с собой, и налетев на него, обняла, прижала к себе, головой к груди, и потом, отстранив, взглянула на заиндевевшее, румяное и счастливое лицо Пьера. — Да, это он; счастливый, довольный...»

В жизни и в романе герои растут, духовно, эмоционально, выходя из своей роли, часто при этом они совершают неблаговидные поступки. Когда дети ведут себя вызывающе, можно посмотреть на них с точки зрения архетипа и его тени. Это такой период, за которым следует новый виток. Главное - движение и развитие. Лев Толстой не любил героев, которые не развивались. Жизнь, я уверена, тоже не любит.
2023