НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ярославцева Н. И., Савушкина Е. А., Каплина Т. В. Конспект непосредственно образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Аппликация по мотивам гжельской росписи»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Для работ в аппликации используют разные материалы такие как: ткань, соломка, бумага и многие другие. Дети очень любят заниматься этим видом деятельности. Выполняя аппликационные работы, они получают новые знания, умения и навыки. Занятия аппликацией позволяет усваивать знания о цвете, строение предметов, ориентировке на листе бумаги. Аппликация подразделяется на виды:
В предметной - дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, передавать несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
В сюжетно-тематической наклеивать и вырезать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом
В декоративной - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения.
Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности.
«Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой - предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:
·           составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
·           составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
·           овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
·           формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
·           формировать чувство формы, пропорций, композиции.
В младшем дошкольном возрасте необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Для этого используют дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картин. Педагог активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете. Все действия воспитатель сопровождает устными инструкциями.
Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.
Также, аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Цель:
Организовать художественную и познавательную деятельность детей, направленную на создание декоративной композиции по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
Организовать:
1.       Условия для знакомства детей с гжельской посудой.
2.       Понимание признаков отличия гжельской росписи от других видов народных промыслов.
3.       Практические действия детей по выработки у них умений наклеивания отдельных элементов гжельской росписи и создавать узор.
4.       Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
5.       Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Предварительная работа:
Беседа «Синее чудо Гжели».
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».
Стихотворения о Гжели.
Материал: заготовки из бумаги «бокальчики», клей ПВА, кисти, клеенки, подставки для кисточек, тряпочки, готовые заготовки из цветной бумаги кружочков и «листочков» на каждого ребенка.
Оформление группы: столы, стенды, украшенные гжельской посудой и рисунками.
Ход образовательной деятельности:
Дети под тихую музыку друг за другом входят в группу и останавливаются у выставки.
Мотивационный этап.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как всё красиво!
- Куда же мы с вами пришли? Наверное, это музей или выставка?!
Ответы детей: музей, выставка и тд.
Появляется петрушка (игрушка).
Воспитатель (в руках с петрушкой): Здравствуйте дети. Вы попали на выставку, что вы видите? (посуду, картины). У меня беда вся ли посуда расписана? Что же делать? (помочь).
Ориентировочный этап.
Воспитатель (в руках с петрушкой): Сможете исправить?
Ответы детей: Да.
Исполнительный этап.
Воспитатель: - Сколько здесь разной, красивой посуды. Каким цветом расписана посуда?
Ответы детей: Синем, голубым.
Воспитатель:
«В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит»
Ребёнок:
«Умельцы в этой деревеньке живут
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят». П. Синявский.
Воспитатель: Сейчас, дети, я расскажу кто же такие умельцы, которые живут в деревеньке. Давайте сядем на свои места и послушаем меня.
Живут в этой деревеньке, которая как речка называется Гжель-умельцы- мастера, которые из белой глины делают разную посуду, обжигают её и расписывают синей и голубой краской, украшают разными элементами росписи (воспитатель показывает картинки с изображением «листочков», кружочков, цветов и тд.).
И вся эта роспись стала называться гжельской росписью.
Как Максим называется это роспись? Алина? Все вместе скажем гжельская роспись! (дети хором повторяют)
Воспитатель:
«Сине-белая посуда?
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми!» С. Вахрушев.
Воспитатель: Назовите какую посуду вы видите?
Ответы детей: кувшин, чайник, ваза, тарелка.
Воспитатель: Какой краской она расписана?
Ответы детей: Синей, голубой.
Воспитатель: Какие знакомые элементы росписи вы видите на чайнике, тарелке, вазе?
Ответы детей: Кружочки, цветочки, «листочки».
Воспитатель: Как вся эта роспись называется?
Ответы детей: Гжельская роспись.
Воспитатель: Дети, мы сейчас будем украшать «бокальчик» аппликацией. (Воспитатель показывает «бокальчик»).
- Какой росписью он расписан? - Почему вы так думаете?
Ответы детей: «Бокальчик» украшен, синей, голубой краской кружочками, листочками.
Воспитатель: Возьмите с тарелочек «бокальчики» и положите их перед собой внимательно посмотрите, и скажите, какие элементы росписи отсутствуют.
Ответы детей: кружочки, цветочки, листочки.
Воспитатель: Сейчас мы и будем наклеивать кружочки листочки на «бокальчик».
Воспитатель: Что мы наклеили вначале?
Ответы детей: кружочки.
Воспитатель: Где мы его наклеили?
Ответы детей: В середине.
Воспитатель: Что будем приклеивать потом?
Ответы детей: Листочки.
Воспитатель напоминает, что наклеивать надо аккуратно, клей брать понемножку, пользоваться салфеточкой.
Воспитатель: А сейчас все дети встанут и поупражняют свои пальчики.
«Нежно дует ветерок
И качается цветок
Сине белый лепесток
Пчелка села на цветок
Пьет она душистый сок».
Включается тихая музыка, дети присутствует к работе. Воспитатель по возможности помогает детям советом или показом наклеивания (5-7 мин.)
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Дети, сейчас мы посмотрим, какие у вас получились «бокальчики». Воспитатель обращает внимание какие красивые «бокальчики» получились у детей. Что понравилось? Что запомнилось больше всего?
Какой росписью украшены «бокальчики»? (Гжельской росписью) Давайте ими полюбуемся. (Дети рассматривают поделки).
Перспективный этап.
Воспитатель (в руках с петрушкой): Петрушка благодарит детей за красивые работы, уточняет название росписи. Предлагает нарисовать бокальчики с гжельской росписью дома с родителями. Петрушка ждет детей к себе в гости на следующую выставку «Дымковская роспись».
Список литературы:
1. «Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика Синтез, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/06/ot-rozhdeniya-do-shkoly-innovatsionnaya-programma-doshkolnogo (Дата обращения: 21.11.2020).
2. Стихотворения о Гжели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/ (Дата обращения: 21.11.2020).
3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: // М.: Издательство «Академия». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://gigabaza.ru/doc/68167-pall.htm (Дата обращения: 21.11.2020).
4. Под. редакцией Комаровой Т.С. «Методика изобразительной деятельности и конструированию»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-izo-1991.htm (Дата обращения: 21.11.2020).
5. Гусакова М.А. «Аппликация»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/133/35437/ (Дата обращения: 21.11.2020).
6. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://megalektsii.ru/s1207t9.html(Дата обращения: 21.11.2020)
2021