Ярославцева Н. И., Савушкина Е. А., Каплина Т. В. Конспект непосредственно образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Аппликация по мотивам гжельской росписи»
Значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации. Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Для работ в аппликации используют разные материалы такие как: ткань, соломка, бумага и многие другие. Дети очень любят заниматься этим видом деятельности. Выполняя аппликационные работы, они получают новые знания, умения и навыки. Занятия аппликацией позволяет усваивать знания о цвете, строение предметов, ориентировке на листе бумаги. Аппликация подразделяется на виды: В предметной - дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, передавать несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. В сюжетно-тематической наклеивать и вырезать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом В декоративной - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности. «Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой - предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи: · составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы; · составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет; · овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания; · формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания; · формировать чувство формы, пропорций, композиции. В младшем дошкольном возрасте необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Для этого используют дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картин. Педагог активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете. Все действия воспитатель сопровождает устными инструкциями. Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги. Также, аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение. Возрастная группа: дети 4-5 лет. Цель: Организовать художественную и познавательную деятельность детей, направленную на создание декоративной композиции по мотивам гжельских узоров. Задачи: Организовать: 1. Условия для знакомства детей с гжельской посудой. 2. Понимание признаков отличия гжельской росписи от других видов народных промыслов. 3. Практические действия детей по выработки у них умений наклеивания отдельных элементов гжельской росписи и создавать узор. 4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей. 5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии. Предварительная работа: Беседа «Синее чудо Гжели». «Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой. Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет». Стихотворения о Гжели. Материал: заготовки из бумаги «бокальчики», клей ПВА, кисти, клеенки, подставки для кисточек, тряпочки, готовые заготовки из цветной бумаги кружочков и «листочков» на каждого ребенка. Оформление группы: столы, стенды, украшенные гжельской посудой и рисунками. Ход образовательной деятельности: Дети под тихую музыку друг за другом входят в группу и останавливаются у выставки. Мотивационный этап. Воспитатель: Дети, посмотрите, как всё красиво! - Куда же мы с вами пришли? Наверное, это музей или выставка?! Ответы детей: музей, выставка и тд. Появляется петрушка (игрушка). Воспитатель (в руках с петрушкой): Здравствуйте дети. Вы попали на выставку, что вы видите? (посуду, картины). У меня беда вся ли посуда расписана? Что же делать? (помочь). Ориентировочный этап. Воспитатель (в руках с петрушкой): Сможете исправить? Ответы детей: Да. Исполнительный этап. Воспитатель: - Сколько здесь разной, красивой посуды. Каким цветом расписана посуда? Ответы детей: Синем, голубым. Воспитатель: «В тихом Подмосковье Речка Гжелка бежит Вдоль этой речушки Деревенька стоит» Ребёнок: «Умельцы в этой деревеньке живут Расписную посуду они мастерят Синим по белому чудо творят». П. Синявский. Воспитатель: Сейчас, дети, я расскажу кто же такие умельцы, которые живут в деревеньке. Давайте сядем на свои места и послушаем меня. Живут в этой деревеньке, которая как речка называется Гжель-умельцы- мастера, которые из белой глины делают разную посуду, обжигают её и расписывают синей и голубой краской, украшают разными элементами росписи (воспитатель показывает картинки с изображением «листочков», кружочков, цветов и тд.). И вся эта роспись стала называться гжельской росписью. Как Максим называется это роспись? Алина? Все вместе скажем гжельская роспись! (дети хором повторяют) Воспитатель: «Сине-белая посуда? Расскажи-ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела Голубыми, синими, Нежными, красивыми!» С. Вахрушев. Воспитатель: Назовите какую посуду вы видите? Ответы детей: кувшин, чайник, ваза, тарелка. Воспитатель: Какой краской она расписана? Ответы детей: Синей, голубой. Воспитатель: Какие знакомые элементы росписи вы видите на чайнике, тарелке, вазе? Ответы детей: Кружочки, цветочки, «листочки». Воспитатель: Как вся эта роспись называется? Ответы детей: Гжельская роспись. Воспитатель: Дети, мы сейчас будем украшать «бокальчик» аппликацией. (Воспитатель показывает «бокальчик»). - Какой росписью он расписан? - Почему вы так думаете? Ответы детей: «Бокальчик» украшен, синей, голубой краской кружочками, листочками. Воспитатель: Возьмите с тарелочек «бокальчики» и положите их перед собой внимательно посмотрите, и скажите, какие элементы росписи отсутствуют. Ответы детей: кружочки, цветочки, листочки. Воспитатель: Сейчас мы и будем наклеивать кружочки листочки на «бокальчик». Воспитатель: Что мы наклеили вначале? Ответы детей: кружочки. Воспитатель: Где мы его наклеили? Ответы детей: В середине. Воспитатель: Что будем приклеивать потом? Ответы детей: Листочки. Воспитатель напоминает, что наклеивать надо аккуратно, клей брать понемножку, пользоваться салфеточкой. Воспитатель: А сейчас все дети встанут и поупражняют свои пальчики. «Нежно дует ветерок И качается цветок Сине белый лепесток Пчелка села на цветок Пьет она душистый сок». Включается тихая музыка, дети присутствует к работе. Воспитатель по возможности помогает детям советом или показом наклеивания (5-7 мин.) Рефлексивный этап. Воспитатель: Дети, сейчас мы посмотрим, какие у вас получились «бокальчики». Воспитатель обращает внимание какие красивые «бокальчики» получились у детей. Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Какой росписью украшены «бокальчики»? (Гжельской росписью) Давайте ими полюбуемся. (Дети рассматривают поделки). Перспективный этап. Воспитатель (в руках с петрушкой): Петрушка благодарит детей за красивые работы, уточняет название росписи. Предлагает нарисовать бокальчики с гжельской росписью дома с родителями. Петрушка ждет детей к себе в гости на следующую выставку «Дымковская роспись». Список литературы: 1. «Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика Синтез, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/06/ot-rozhdeniya-do-shkoly-innovatsionnaya-programma-doshkolnogo (Дата обращения: 21.11.2020). 2. Стихотворения о Гжели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/ (Дата обращения: 21.11.2020). 3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: // М.: Издательство «Академия». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://gigabaza.ru/doc/68167-pall.htm (Дата обращения: 21.11.2020). 4. Под. редакцией Комаровой Т.С. «Методика изобразительной деятельности и конструированию»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-izo-1991.htm (Дата обращения: 21.11.2020). 5. Гусакова М.А. «Аппликация»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/133/35437/ (Дата обращения: 21.11.2020). 6. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду»: // М.: Издательство «Просвещение». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://megalektsii.ru/s1207t9.html(Дата обращения: 21.11.2020)