Библиографическое описание:
Волошина К.А. Роль дидактических игр при формировании познавательной активности // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Современное образование нередко сталкивается с проблемой разработки методик обучения, которые окажутся максимально эффективными в организации и последующем развитии познавательной активности учащихся.
Особенно остро стоит вопрос развития познавательной активности младших школьников, чем меньше они будут проявлять активность в своей учебной деятельности, тем менее эффективным будет обучение.
Познавательная активность является одним из наиболее важных с социальной точки зрения качеств личности, которое формируется наиболее активно у школьников различных возрастов, но, в первую очередь, младшего возраста, в период, когда осуществляется их образовательная деятельность.
Компоненты познавательной активности младших школьников диагностируются на высоком, среднем, низком уровнях. В частности, речь идет о возможности использования различных средств обучения для активизации познавательной активности, в том числе, о возможностях использования различных видов дидактических игр.
Использование дидактических игр преследует различные цели, это не только повышение уровня познавательной активности школьников, но и актуализации существующих знаний относительно той темы, которая будет изучаться в рамках конкретного урока.
Роль дидактических игр в процессе развития познавательной активности заключается в том, что игра является сложным предметом, который выделяет достаточно четкую структуру, основные элементы, с помощью которых можно охарактеризовать игру с позиции формы для обучения и одновременно игровой деятельности.
Дидактические игры также способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры стоит выстраивать на основе использования яркой наглядности, в том числе, в виде специальных презентаций, в которых дается описание тех заданий, которые учащиеся должны выполнить на протяжении всего урока или его определенной части.
Уроки, которые проводятся без привлечения нестандартных заданий, показывают достаточно низкий уровень дисциплины: дети позволяют себе выкрикивать ответы на вопросы учителя с места, отвлекаться, не дожидаться интереса со стороны учителя, выбирая самостоятельно, когда будет необходимо ответить, а когда можно нарушить дисциплину.
Также, стоит отметить, что на уроках с применением дидактических игр дисциплина показывает совершенно противоположную картину – дети соблюдали очередность ответов, старались дождаться, пока учитель спросит их мнение по поводу того, каков ответ того или иного ученика.
Для того, чтобы результат от использования дидактических игр на уроках был постоянным, необходимо соблюдать определенные правила, а именно:
· использование данного типа проведения уроков должно быть регулярным, но по типу игр они должны быть различными, чтобы такие варианты заданий не становились привычными для детей;
· в конце каждого такого урока все дети, которые были задействованы в ходе урока, должны самостоятельно оценивать свое участие и делать выводы о том, что им удалось, а где они могут сделать вывод о том, что их усилия были недостаточными для того, чтобы достичь того или иного результата или для получения правильного ответа;
· учитель при подготовке к применению на уроке дидактической игры должен руководствоваться необходимостью использования различного наглядного материала, который сможет полностью отвечать задачам, стоящим перед тем или иным уроком.
Если указанные правила будут реализованы в полном объеме, то можно будет говорить о том, что основные цели, стоящие перед дидактическими играми, будут достигнуты, а сами игры реализованы в соответствии с поставленными целями и задачами, которые определены на основании содержания уроков.
Успех изучения того или иного школьного предмета, особенно в младшем школьном возрасте, напрямую зависит от того уровня познавательной активности, который демонстрируют школьники. И в том случае, если предмет не рассматривается ими как интересный и обязательный к изучению, уровень познавательной активности у таких школьников существенным образом снижается. Чтобы избежать этого, учитель может использовать в своей работы различные методы и приемы, а также формы занятий, в том числе, дидактические игры.
Библиографический список
1. Атанязова У.Б. Урок с дидактической игрой в начальной школе // [Электронный ресурс] «Киберленинка» в режиме доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-s-didakticheskoy-igroy-v-nachalnoy-shkole – (дата обращения: 10.12.2023).
2. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.
3. Гладышева Т.А. Развитие познавательного процесса младших школьников посредством дидактических игр // [Электронный ресурс].
«Киберленинка» в режиме доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- poznavatelnogo-protsessa-mladshih-shkolnikov-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения: 10.12.2023).
Волошина К.А. Роль дидактических игр при формировании познавательной активности // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Современное образование нередко сталкивается с проблемой разработки методик обучения, которые окажутся максимально эффективными в организации и последующем развитии познавательной активности учащихся.
Особенно остро стоит вопрос развития познавательной активности младших школьников, чем меньше они будут проявлять активность в своей учебной деятельности, тем менее эффективным будет обучение.
Познавательная активность является одним из наиболее важных с социальной точки зрения качеств личности, которое формируется наиболее активно у школьников различных возрастов, но, в первую очередь, младшего возраста, в период, когда осуществляется их образовательная деятельность.
Компоненты познавательной активности младших школьников диагностируются на высоком, среднем, низком уровнях. В частности, речь идет о возможности использования различных средств обучения для активизации познавательной активности, в том числе, о возможностях использования различных видов дидактических игр.
Использование дидактических игр преследует различные цели, это не только повышение уровня познавательной активности школьников, но и актуализации существующих знаний относительно той темы, которая будет изучаться в рамках конкретного урока.
Роль дидактических игр в процессе развития познавательной активности заключается в том, что игра является сложным предметом, который выделяет достаточно четкую структуру, основные элементы, с помощью которых можно охарактеризовать игру с позиции формы для обучения и одновременно игровой деятельности.
Дидактические игры также способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры стоит выстраивать на основе использования яркой наглядности, в том числе, в виде специальных презентаций, в которых дается описание тех заданий, которые учащиеся должны выполнить на протяжении всего урока или его определенной части.
Уроки, которые проводятся без привлечения нестандартных заданий, показывают достаточно низкий уровень дисциплины: дети позволяют себе выкрикивать ответы на вопросы учителя с места, отвлекаться, не дожидаться интереса со стороны учителя, выбирая самостоятельно, когда будет необходимо ответить, а когда можно нарушить дисциплину.
Также, стоит отметить, что на уроках с применением дидактических игр дисциплина показывает совершенно противоположную картину – дети соблюдали очередность ответов, старались дождаться, пока учитель спросит их мнение по поводу того, каков ответ того или иного ученика.
Для того, чтобы результат от использования дидактических игр на уроках был постоянным, необходимо соблюдать определенные правила, а именно:
· использование данного типа проведения уроков должно быть регулярным, но по типу игр они должны быть различными, чтобы такие варианты заданий не становились привычными для детей;
· в конце каждого такого урока все дети, которые были задействованы в ходе урока, должны самостоятельно оценивать свое участие и делать выводы о том, что им удалось, а где они могут сделать вывод о том, что их усилия были недостаточными для того, чтобы достичь того или иного результата или для получения правильного ответа;
· учитель при подготовке к применению на уроке дидактической игры должен руководствоваться необходимостью использования различного наглядного материала, который сможет полностью отвечать задачам, стоящим перед тем или иным уроком.
Если указанные правила будут реализованы в полном объеме, то можно будет говорить о том, что основные цели, стоящие перед дидактическими играми, будут достигнуты, а сами игры реализованы в соответствии с поставленными целями и задачами, которые определены на основании содержания уроков.
Успех изучения того или иного школьного предмета, особенно в младшем школьном возрасте, напрямую зависит от того уровня познавательной активности, который демонстрируют школьники. И в том случае, если предмет не рассматривается ими как интересный и обязательный к изучению, уровень познавательной активности у таких школьников существенным образом снижается. Чтобы избежать этого, учитель может использовать в своей работы различные методы и приемы, а также формы занятий, в том числе, дидактические игры.
Библиографический список
1. Атанязова У.Б. Урок с дидактической игрой в начальной школе // [Электронный ресурс] «Киберленинка» в режиме доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-s-didakticheskoy-igroy-v-nachalnoy-shkole – (дата обращения: 10.12.2023).
2. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.
3. Гладышева Т.А. Развитие познавательного процесса младших школьников посредством дидактических игр // [Электронный ресурс].
«Киберленинка» в режиме доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- poznavatelnogo-protsessa-mladshih-shkolnikov-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения: 10.12.2023).