Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»
В.А. Сухомлинский
Цель: нашего методического объединения сегодня обсудить проблемы и опыт организации педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Задачи:
1. способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий прохождения адаптации первоклассников;
2. развивать психологические компетенции педагогов, работающих с первоклассниками;
3. формировать навыки личностно-ориентированного подхода педагогов к организации адаптационного периода первоклассников;
4. развивать творческий подход к организации адаптационного периода первоклассников.
Материал: маркеры, бумага
Ход работы:
Организационная часть. Участники делятся на творческие группы
Каждая группа работает за отдельными столами.
Психологический настрой. «Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я узнаю,
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
Притча « Все в твоих руках»
Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.
«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
Вхождение в тему. У вас лежат карты со словом « адаптация»
Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «адаптация». Выберите наиболее значимые слова-ассоциации к каждой букве и запишите
«А- активность,
Д – драматизм, деятельность,
А- аккуратность,
П- привыкание, приспособление, принятие, преемственность, помощь
Т- тревожность, творчество,
А-абсолютность,
Ц- ценностный,
И- индивидуальность,
Я- ясность, яркость»
Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «адаптация» данным учеными.
Понятие «школьная адаптация» - одна из разновидностей социально-психологической адаптации. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) –
1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
2) результат этого процесса
Другие ученые предлагают несколько иное толкование данному понятию.
Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Таким образом, наши ассоциации раскрывают некоторую сущность адаптации и чувства, которые она вызывает.
Как же нам, педагогам, не допустить того, чтобы произошли “поломки” в детском “механизме”, как помочь первоклассникам “вписаться” в школьную жизнь?
Ответ очевиден: чтобы оказать своевременно реальную помощь первоклассникам в этот трудный кризисный адаптационный период, нам нужно знать особенности дошкольника и школьника, кризисные ситуации риска и пути их предотвращения.
Вместе с вами попробуем ответить на вопрос: Почему дошкольник трудно привыкает к школе?
1.Для этого попробуем сейчас определить особенности и сделать «портрет» дошкольника и школьника, а также найти, что есть общее в психологической характеристике. Для этого каждая творческая группа найдет нужную характеристику, а потом представит портрет на большом листе в виде коллажа.
Таблица 1 Таблица 2
Дошкольник
Не управляет своими эмоциями
Я- маленький
Спонтанное обучение
Ведущая деятельность-игра
«Практик»-пробы и ошибки
Общение ограничено
Внимание непроизвольное
Память механическая
Преобладание эмоций
Нет четкой мотивации
Познавательные функции
недостаточно сформированы
Первоклассник
Формируется осознание эмоций, умение управлять ими Приобретает статус ученика
и социального Я
Регулярное обучение
Овладевает
учебной деятельностью
«Теоретик»- концентрирует
внимание на способе
деятельности.
Инициативен в общении.
Формируется произвольность
Память смысловая
Формируется волевая сфера
Формируется мотивация
самооценка
Развиваются познавательные
функции
оции,
Таблица 3
Общие характеристики
Доверительное подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание манере поведения, рассуждениям.
Преобладание образных форм познания окружающего мира.
Анатомические и физиологические особенности.
Приоритетное место занимает игра.
Необходимость успешности в любой деятельности.
Мы определили психологические особенности дошкольника (Таблица 1) и школьника (Таблица 2). Но при этом и выделили общие характеристики первоклассника и дошкольника (Таблица 3). Становится понятно, что происходят большие изменения в жизни детей, появляется новый для них вид деятельности и взаимоотношения. Ребенок переживает кризис 7 лет.
Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две – три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.
Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех трех фаз адаптации – пять-шесть недель, наиболее напряженные – первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время.
Начало систематического обучения в школе требует определенной психологической готовности ребенка, а это не только развитие интеллекта, это много факторов, которые порой забываются.
Обратимся к фактам
Здоровыми начинают обучение всего 25% детей. Около 16% не готовы к школьному обучению; у 50% выявляется функциональная незрелость. Возникает вопрос: почему?
Дошкольные учреждения самостоятельно выбирают программу, вариативность форм и методов обучения, но отсутствие единых правил к подготовке детей ведет к тому, что в начальную школу приходят дети (84%) с навыками чтения и счета, но при этом у 40% детей неразвита моторика рук; у 60% - устная речь; у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность.
Почувствовать, как влияет несформированные определенные качества, на обучение, поможет упражнение «Нарисуй звезду»
Соединить лучи звезды через зеркало, не глядя на листочек. Как Вы думаете, получится? Наверно не у всех.
Вот так же чувствует себя неготовый к школе ребенок, когда начинается его обучение. Судя по статистике такие чувства испытывают многие первоклассники.
В школу идут дети с разным уровнем подготовки, недостаточной сформированностью социально-личностной сферы, повышенной детской тревожностью, значит, для решения проблем нужна четко выстроенная система психолого-педагогического сопровождения.
Предположим, адаптация первоклассника к школе будет происходить наиболее успешно, если:
· будет использоваться целевая программа психолого-педагогического сопровождения;
· педагог будет учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников;
· будет осуществляться взаимосвязь в деятельности дошкольных работников, педагога, психолога, логопеда и родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника предполагает:
ü создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации;
ü обследование школьной адаптации;
ü изучение динамики развития учащихся 1-х классов;
ü психолого- педагогическая поддержка детей, имеющих проблемы;
психологическая поддержка и консультирование учителей;
ü психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей
1.Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка.
2.Готовность к школе определяется не только уровнем интеллектуального развития. Важно развивать речь, моторику, фонематический слух, самостоятельность.
3.Одним из главных условий успешности адаптации является создание положительного микроклимата, организация помощи и поддержки.
4.Психолого-педагогическое сопровождение помогает создать оптимальные условия для развития и обучения каждого ребенка.
Рефлексия
1.Оцените свою заинтересованность в вопросе (подчеркните) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Какие моменты нашей встречи на Ваш взгляд оказались наиболее интересными и полезными_________________________________________________________
3.Ваши пожелания_________________________________________________________
4.Ваше настроение (подчеркните) JKL
Спасибо за сотрудничество!
Библиографический список