Актуальные вопросы начального общего образования

Дегтярева Е. А. Формирование навыков функционального чтения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


В данный момент очень актуальны в образовании следующие вопросы. Что такое функциональная грамотность? Как создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности? Как правильно внедрять их в образовательный процесс?
О преемственности. Одни из самых распространённых запросов от родителей и учителей среднего звена к учителю начальной школы — «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ученик в пятом классе испытывает трудности при пересказе параграфа, не умеет структурировать, перерабатывать и выдавать информацию». И, хотя учитель начальных классов усердно учил ребят складывать буквы в слова, итог, увы, таков. Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же. Попробуем с этим разобраться.
Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. А сегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики и нейродидактики доказывают: чтение — сложнейший когнитивный процесс.
Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. Для каждого учащегося этот процесс индивидуален.
Незнакомые слова. На личном примере и практике могу сказать, что словарный запас современного ребенка сильно отличается от словарного запаса учащегося, который приходил в школу 10 лет назад. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.
Непривычный строй фраз. Речь - живое явление. Она изменяется, трансформируется под современные реалии. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы возьмете книгу 70-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу.
Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения благ, потому что многие вещи и так они получают легко. Поэтому вникать в то, что им не интересно они не хотят и не будут.
У них недостаточно развито восприятие окружающего мира, чувств, как собственных, так и рядом находящихся людей. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, часто обнаруживается проблема с пониманием оттенков взаимоотношений между людьми.
Неумение пропускать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами.
Сегодня ребенок останавливается и перестает улавливать суть текста, достаточно не понять всего одно слово. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Яна Коменского: «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.»
Если есть непонимание текста, то возникает и нелюбовь к чтению. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
«Психологические механизмы формирования навыка чтения и понимания текста» — система психолога Генриетты Граник, которая помогает сформировать «идеального читателя».
Вот ее основные принципы:
Быть внимательным к слову
Уметь вступать в диалог с текстом
Обладать активным воображением
Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли
Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые тропинки к пониманию текста и работы с ним.
Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей. В каких реалиях они находятся сегодня. И, в зависимости от этого, подбирать контекст, формы, методы и приемы.
Между аналитическим, критическим мышлениями и умением формировать суждения, принимать целесообразные решения прослеживается совершенно прямая связь. В мире достаточно много различных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то взгляды, которые будут формировать наши дети, могут оказаться искаженными и даже опасными.
Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах, притом не только на русском и литературе, — понимание чужого текста и создание своего. И в одной, и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.
Библиографический список
1. Людмила рождественская, Ирина Логвина. Пособие для учителя. Формирование навыков функционального чтения. https://www.slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf
2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2002.
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2010
2022