Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Драгунова Т.Ю. Развитие физических качеств учащихся в процессе гуманизации обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Модернизация школьного образования, постоянно происходящая в РФ, предусматривает внедрение личностно-ориентированной модели, основой которой является сохранение детской субкультуры, культивирование специфических для соответствующего возрастного этапа форм активности и видов деятельности. Развитие личности ученика требует, прежде всего, удовлетворения потребности в активности. Ученик формируется не только под влиянием организованного обучения, но и благодаря своей активности, в результате спонтанных действий, самостоятельных жизненных открытий.
Основная цель физического воспитания – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Работа учителя физической культуры по развитию двигательных (кондиционных и координационных) способностей учащихся является одной из самых важных задач стоящих перед системой физического воспитания. Физическое воспитание – это процесс, способствующий естественному физическому развитию, укреплению здоровья в интересах всестороннего и гармонического развития личности. Оно взаимодействует с трудовым, нравственным, эстетическим и правовым воспитанием. Занятия физической культурой и спортом - одно из тех форм осознанной человеческой деятельности, в которой проявляется и совершенствуется физические способности и нравственные черты личности.
Задачи физического воспитания сводятся, в первую очередь, к укреплению здоровья школьников, их физического развития. С помощью тренировок и физических упражнений можно стимулировать физическое развитие человека и укреплять его здоровье. Поэтому такой учебный предмет, как физическая культура, является обязательным в школьной практике. Это доказано многовековой школьной практикой. Но физическое воспитание представлено не только самостоятельной учебной дисциплиной, оно входит во все другие учебные предметы в качестве их неотъемлемого компонента. Дело в том, что учение - это деятельность, в том числе и физическая. К тому же общеобразовательная подготовка происходит в период интенсивного развития организма ребенка. Поэтому учебный процесс надо организовать так, чтобы он способствовал физическому развитию детей. Кроме того, в систему физического воспитания входят и другие базовые компоненты общего образования: трудовое, эстетическое, умственное воспитание, воспитание направленности и коммуникативное воспитание.
Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности школьников, снижение мотивации к посещению дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности учащихся, что ведет, по мнению специалистов в сфере физического воспитания к ухудшению здоровья детей в целом (В.К. Бальсевич; Лубышева Л.И., Матвеева А.П., O.A.Богданов; Л. А. Семенов).
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов. Доктора педагогических наук В.И. Лях и А.П. Матвеев в своих трудах указывают на то что, повышение уровня физической подготовленности - одна из приоритетных задач, решаемых в процессе физического воспитания обучающихся.
Физическое воспитание современного подрастающего поколения возлагается обществом, преимущественно на общеобразовательные учреждения. Для значительной части школьников уроки физической культуры чаще всего являются не только основной, но зачастую и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева). Но урок физической культуры, в традиционной форме, как правило, не дает ощутимых результатов в повышении уровня физической подготовленности учащихся (В.К. Бальсевич; Е.Б. Сологуб).
Принцип гуманизации современного образования предполагает сосредоточение внимания к личности каждого ученика, создание условий, необходимых для развития заложенных природой задатков. В образовании действует принцип единственности и дифференциации. Единственность означает не только доступность школы для всех детей, отсутствие социальных и национальных препятствий, равные права для выпускников, преемственность всех типов школ, но и общность принципов учебно-воспитательного процесса, единственность программ и учебных планов в масштабах страны.
Примерные основные образовательные программы общего образования носят рекомендательный характер, выполняя роль методических рекомендаций к составлению образовательных программ образовательных организаций, без детализации предметных результатов в разделе «Физическая культура», без опоры на сенситивные периоды развития личности ребенка. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим определенную образовательную ступень. Детализированные требования должны определить те итоговые результаты, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения каждого этапа обучения с учетом сенситивных периодов развития личности.
Массовые и многолетние наблюдения по результатам тестирования состояния физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях показывают, что физические кондиции подрастающего поколения значительно снижены.
Как правило, отсутствует системная интеграция рабочих программ по физической культуре с программой воспитания и социализации обучающихся, общественной активностью обучающихся (деятельностью советов обучающихся, детских и молодежных общественных организаций, возможностями социальной среды).
Многие учителя в процессе обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств не учитывают сенситивных периодов развития детского организма. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа общеобразовательные организации заменяют уроки физической культуры другими формами занятий; проводят уроки физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно с обучающимися на уровне начального общего образования).
В образовательной деятельности недостаточно применяются современные методы, приемы и средства обучения для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья или имеющих временные ограничения физической нагрузки. Не сформированы методики для обучения одаренных детей в области физической культуры. Отсутствуют методики по формированию индивидуальных стратегий обучения детей в области физического воспитания.
Для успешного освоения обучающимися примерных основных образовательных программы по предмету наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью), следует проводить практико-ориентированные уроки (занятия), на которых обучающиеся совместно с учителем разрабатывают индивидуальные учебные задания, составляют проекты, планы-конспекты, оценивают свою результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.
Для модернизации содержания и методики преподавания физической культуры необходимо создание учебников, учебных и методических пособий нового поколения: ориентированных на синтез теории и практики в области физической культуры, спорта, физического воспитания; построенных на основе дифференциации и индивидуализации, оптимального сочетания обязательного и вариативного компонентов образовательных программ; предполагающих приоритетное развитие самостоятельной работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных диагностики физического развития, здоровья и физической подготовленности.

Библиографический список

1.       Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника [Текст] / А.А. Гужаловский. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. – 1980. – 151 с.
2.       Гуревич, И.А. Физическая культура и здоровье. 300 соревновательно-игровых заданий [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гуревич. – Минск: Выш. шк.. – 2011. – 349 с.
3.       Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение». – 2011. – 56 с.
4.       Чертов, Н.В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Н.В. Чертов. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ. – 2012. – 118 с.
5.       Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт. – 1972. – 175 с.
tanusha741@yandex.ru, +7 (927) 215-93-44
2018