НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Николаева М. В. Ознакомление дошкольников с русской народной культурой

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека. Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа.
В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли которой в дошкольном воспитании говорила Е. И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений».
В работу по ознакомлению детей с народными традициями я включала различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность. 
Основной путь воспитания в нашем учреждении – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.
Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях.
1.                Игры. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а также переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. В нашей группе игровая деятельность бывает групповая и индивидуальная: индивидуальная начинается с выбора водящего, а групповая с набора команды. Стоит отметить, что и тот или другой вид подразумевает участие всех ребят группы.
2.                 Праздники и развлечения. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Основным условием успешного внедрения народных праздников в жизнь дошкольника, по моему мнению, всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагога обширным народным репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В нашем детском саду ежегодно проводиться празднование Масленицы.  Отдельную сферу в подготовке данного фольклорного праздника составляет художественно-изобразительная сторона его оформления. Мы совместно с родителями подбираем атрибуты для детей, соответствующие стилистики праздника. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, мы продумываем их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия. Стоит также сказать об эффективности проделанной работы, дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.
3.                Речевое творчество. Педагог организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности.
4.                Художественное творчество. На занятиях по изо-деятельности дети знакомятся с русским декоративно-прикладным искусством, его традициями, географическими центрами народных промыслов, элементами росписи. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех, богородская деревянная и дымковская глиняная игрушки.
Особое место в народных праздниках занимает фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит:
- слушание народной музыки;
- пение народных песен;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных инструментах.
Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
4. Семья. Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к русской народной культуре ведется работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использую различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные:
- родительские собрания
- консультации
- информационные файлы
- мастер-классы для детей и родителей.
Я организую в группе с родителями и детьми мастер-классы русской народной тематики «Оберег для дома-Подкова на счастье и богатство», «Кукла-берегиня», «Масленушка», «Оберег для дома-магнитик на холодильник» и др. Участвую в народных онлайн-фестивалях со своими мастер-классами, а также с русскими народными выступлениями воспитанников.
Работа с родителями ведется по двум основным направлениям:
Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.
Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Я использую это и в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Большое место занимают викторины для детей в процессе воспитания и развития ребенка, так как они отвечают на множество вопросов на различные тематики, и тренируют не только свою память, но и реакцию. Этот занимательный способ игры, который уже давно и прочно вошел в нашу повседневную жизнь, очень нравится не только детям, но и родителям.

Библиографический список

1.                Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144 с.
2.                Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т.А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
3.                Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). -- Уфа: Лето, 2012













2022