В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека. Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа. В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли которой в дошкольном воспитании говорила Е. И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений». В работу по ознакомлению детей с народными традициями я включала различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность. Основной путь воспитания в нашем учреждении – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях. 1. Игры. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а также переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. В нашей группе игровая деятельность бывает групповая и индивидуальная: индивидуальная начинается с выбора водящего, а групповая с набора команды. Стоит отметить, что и тот или другой вид подразумевает участие всех ребят группы. 2. Праздники и развлечения. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Основным условием успешного внедрения народных праздников в жизнь дошкольника, по моему мнению, всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагога обширным народным репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В нашем детском саду ежегодно проводиться празднование Масленицы. Отдельную сферу в подготовке данного фольклорного праздника составляет художественно-изобразительная сторона его оформления. Мы совместно с родителями подбираем атрибуты для детей, соответствующие стилистики праздника. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, мы продумываем их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия. Стоит также сказать об эффективности проделанной работы, дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. 3. Речевое творчество. Педагог организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. 4. Художественное творчество. На занятиях по изо-деятельности дети знакомятся с русским декоративно-прикладным искусством, его традициями, географическими центрами народных промыслов, элементами росписи. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех, богородская деревянная и дымковская глиняная игрушки. Особое место в народных праздниках занимает фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит: - слушание народной музыки; - пение народных песен; - народная хореография (танцы, хороводы) - музыкально – фольклорные игры; - игра на народных инструментах. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. 4. Семья. Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по приобщение детей к русской народной культуре ведется работа с родителями по привлечению родителей к участию в образовательном процессе. В работе с семьёй использую различные формы взаимодействия как коллективные, так и индивидуальные: - родительские собрания - консультации - информационные файлы - мастер-классы для детей и родителей. Я организую в группе с родителями и детьми мастер-классы русской народной тематики «Оберег для дома-Подкова на счастье и богатство», «Кукла-берегиня», «Масленушка», «Оберег для дома-магнитик на холодильник» и др. Участвую в народных онлайн-фестивалях со своими мастер-классами, а также с русскими народными выступлениями воспитанников. Работа с родителями ведется по двум основным направлениям: Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей. Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Я использую это и в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании). Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Большое место занимают викторины для детей в процессе воспитания и развития ребенка, так как они отвечают на множество вопросов на различные тематики, и тренируют не только свою память, но и реакцию. Этот занимательный способ игры, который уже давно и прочно вошел в нашу повседневную жизнь, очень нравится не только детям, но и родителям.
Библиографический список
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144 с. 2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т.А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2004. 3. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). -- Уфа: Лето, 2012