Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf
Под дистанционным принято понимать обучение с помощью технологий, которые помогают получать новые знания и умения на расстоянии. Министерство образования и науки 6 мая 2005 года издало приказ, в котором говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями следует понимать такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося».
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране и во всём мире на сегодняшний день дистанционное обучение приобрело очень большую популярность.
В современном мире дистанционное обучение осуществляется чаще всего средствами интернета. Чаще всего преподаватель проводит учебные занятия в так называемом виртуальном классе, которые предлагают различные программы (Zoom, Skype, Discord, BigBlueButton, FreeConferenceCall и т.д.), куда заходят обучающиеся в удобное для них время. Для этого обычно требуются логин и пароль, которые можно получить после зачисления на курс.
Среди преимуществ дистанционного обучения можно выделить:
- возможность проведения занятий в удобное время;
- возможность присутствовать на занятиях в удобном месте;
- произвольный промежуток времени для освоения дисциплины;
- обучение без отрыва от производства;
- эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств;
- возможность использования в процессе обучения новейших достижений информационных технологий;
- возможность получения образования не зависимо от места проживания, состояния здоровья, материального состояния обучающихся, эпидемиологической ситуации;
- модульность, то есть каждый курс создаёт целостное представление о конкретной области знаний, а это в свою очередь позволяет формировать учебный процесс по индивидуальным и групповым потребностям;
- специализированная система контроля качества обучения, использующая компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
Но у дистанционного обучения имеются и недостатки, к которым можно отнести следующее:
- довольно узкая потенциальная аудитория обучающихся, что объясняется отсутствием технических возможностей участия в учебном процессе;
- обязательная компьютерная подготовка как преподавателя, так и обучающегося, что является необходимым условием вхождения в процесс дистанционного образования;
- отсутствие адаптированных учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования;
- недостаточно разработанная система администрирования и, как следствие, снижение качества дистанционного обучения по сравнению с традиционным.
Не последнее место в дистанционном обучении занимает мотивация. Поскольку мотивация к получению качественных знаний и умений является движущей силой для дистанционного обучения.
При дистанционном обучении стали распространены те технологии, которые способствуют групповой работе обучающихся, активизации познавательной деятельности, обучению в сотрудничестве, работе с разными источниками информации. Кроме того технологии дистанционного обучения помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Дистанционные технологии обучения могут быть представлены в виде совокупности различных форм, методов, технических средств обучения, которые помогают организовать учебный процесс на расстоянии.
Технологии дистанционного обучения можно классифицировать следующим образом:
- репродуктивные технологии;
- интерактивные технологии;
- технологии обучения в сотрудничестве;
- технологии обучения в реальном режиме времени.
Репродуктивные технологии опираются на такую модель преподавания, которая ориентирована на преподавателя. Целью такого обучения является передача информации.
Для реализации таких технологий в современном мире используются онлайн лекции, видеолекции, презентации, различные источники информации.
Интерактивные технологии в дистанционном обучении направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Целью интерактивных технологий является приобретение умений и навыков. Среди недостатков этой технологии в дистанционном обучении можно выделить то, что в ней отсутствует прямое взаимодействие обучающихся между собой.
Одной из распространённых интерактивных технологий в дистанционном обучении является кейс-технология, которая основывается на использовании комплектов различных материалов и заданий.
Технологии обучения в сотрудничестве предполагают преподавание в учебных группах. При обучении в сотрудничестве обучающиеся работают вместе, проводя совместное исследование, в результате чего получают новые знания, а не потребляют эти знания в уже готовом виде.
Одним из видов обучения в сотрудничестве является работа в группах. Педагог делит обучающихся на группы, которые получают от него задания. Задания составляются таким образом, что все обучающиеся одной группы должны быть взаимосвязаны и одновременно с этим самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Технологии обучения в реальном режиме времени являются в большей степени дистанционными, поскольку современные технические средства позволяют максимально приблизить обучение к традиционному очному. Эти технологии дают возможность организовать образовательный процесс без каких-либо ограничений форм и методов. Также они позволяют проводить учебные занятия не зависимо от места расположения как педагога, так и обучающихся.
Литература
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2007.-№3.
2. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования.- 2011.- №6.
3. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2004.-№2.
4. Бочков В.Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование.- 2004.- №1.
5. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение.- 2004.- №2.