Под дистанционным принято понимать обучение с помощью технологий, которые помогают получать новые знания и умения на расстоянии. Министерство образования и науки 6 мая 2005 года издало приказ, в котором говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями следует понимать такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося». В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране и во всём мире на сегодняшний день дистанционное обучение приобрело очень большую популярность. В современном мире дистанционное обучение осуществляется чаще всего средствами интернета. Чаще всего преподаватель проводит учебные занятия в так называемом виртуальном классе, которые предлагают различные программы (Zoom, Skype, Discord, BigBlueButton, FreeConferenceCall и т.д.), куда заходят обучающиеся в удобное для них время. Для этого обычно требуются логин и пароль, которые можно получить после зачисления на курс. Среди преимуществ дистанционного обучения можно выделить: - возможность проведения занятий в удобное время; - возможность присутствовать на занятиях в удобном месте; - произвольный промежуток времени для освоения дисциплины; - обучение без отрыва от производства; - эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств; - возможность использования в процессе обучения новейших достижений информационных технологий; - возможность получения образования не зависимо от места проживания, состояния здоровья, материального состояния обучающихся, эпидемиологической ситуации; - модульность, то есть каждый курс создаёт целостное представление о конкретной области знаний, а это в свою очередь позволяет формировать учебный процесс по индивидуальным и групповым потребностям; - специализированная система контроля качества обучения, использующая компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Но у дистанционного обучения имеются и недостатки, к которым можно отнести следующее: - довольно узкая потенциальная аудитория обучающихся, что объясняется отсутствием технических возможностей участия в учебном процессе; - обязательная компьютерная подготовка как преподавателя, так и обучающегося, что является необходимым условием вхождения в процесс дистанционного образования; - отсутствие адаптированных учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования; - недостаточно разработанная система администрирования и, как следствие, снижение качества дистанционного обучения по сравнению с традиционным. Не последнее место в дистанционном обучении занимает мотивация. Поскольку мотивация к получению качественных знаний и умений является движущей силой для дистанционного обучения. При дистанционном обучении стали распространены те технологии, которые способствуют групповой работе обучающихся, активизации познавательной деятельности, обучению в сотрудничестве, работе с разными источниками информации. Кроме того технологии дистанционного обучения помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Дистанционные технологии обучения могут быть представлены в виде совокупности различных форм, методов, технических средств обучения, которые помогают организовать учебный процесс на расстоянии. Технологии дистанционного обучения можно классифицировать следующим образом: - репродуктивные технологии; - интерактивные технологии; - технологии обучения в сотрудничестве; - технологии обучения в реальном режиме времени. Репродуктивные технологии опираются на такую модель преподавания, которая ориентирована на преподавателя. Целью такого обучения является передача информации. Для реализации таких технологий в современном мире используются онлайн лекции, видеолекции, презентации, различные источники информации. Интерактивные технологии в дистанционном обучении направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Целью интерактивных технологий является приобретение умений и навыков. Среди недостатков этой технологии в дистанционном обучении можно выделить то, что в ней отсутствует прямое взаимодействие обучающихся между собой. Одной из распространённых интерактивных технологий в дистанционном обучении является кейс-технология, которая основывается на использовании комплектов различных материалов и заданий. Технологии обучения в сотрудничестве предполагают преподавание в учебных группах. При обучении в сотрудничестве обучающиеся работают вместе, проводя совместное исследование, в результате чего получают новые знания, а не потребляют эти знания в уже готовом виде. Одним из видов обучения в сотрудничестве является работа в группах. Педагог делит обучающихся на группы, которые получают от него задания. Задания составляются таким образом, что все обучающиеся одной группы должны быть взаимосвязаны и одновременно с этим самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Технологии обучения в реальном режиме времени являются в большей степени дистанционными, поскольку современные технические средства позволяют максимально приблизить обучение к традиционному очному. Эти технологии дают возможность организовать образовательный процесс без каких-либо ограничений форм и методов. Также они позволяют проводить учебные занятия не зависимо от места расположения как педагога, так и обучающихся. Литература 1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2007.-№3. 2. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования.- 2011.- №6. 3. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2004.-№2. 4. Бочков В.Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование.- 2004.- №1. 5. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение.- 2004.- №2.