Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Романова В.А. Мы выбираем « Бочче»!


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации двигательной деятельности с детьми ОВЗ на физкультурных занятиях, предлагается различные формы организации двигательной активности из личного опыта работы старшими дошкольниками.
Ключевые слова. Двигательная деятельность, дети с ОВЗ, мастер-класс, старшие дошкольники, бочче, разноцветные шары, очки, джек-бол.
Разноцветные шары
Очень для игры нужны.
Прокатить шар нужно точно,
Мы играем дружно в « Бочче»!
Бочче (итал. ) – игра в шары имеет очень древнейшую историю (первые известные упоминания - 2-3 тыс. лет до н. э. ) и является родоначальницей различных игр, таких как боулинг (кегельбан), петанг, кёрлинг. Исторически становление этой игры произошло ещё в Древнем Риме, в средние века она получила распространение в Европе, а затем значительно позже в Америке и Азии. В настоящее время спортивная игра бочче популярна во всем мире.
Идею использовать игру « Бочча» с нашими «особенными» дошколятами нам подсказали недавние выпускники, они даже пришли к нам в гости и провели ознакомительный мастер-класс. Для наших дошколят новая игра стала занимательной и доступной. Ни сложные диагнозы и освобождения от физкультуры не мешают нам собраться в спортивном зале и « покатать разноцветные мячи». И самое главное, что в нее могут играть все вместе, в одной команде, дети с инвалидностью и без. Игра в бочче является для наших детей занимательным и полезным способом времяпровождения, настраивая желанием победить и достигать лучших результатов. Сколько незабываемых и положительных эмоций приносят детям совместные победы: гордость и за себя и за команду. В этой игре каждый ребенок и спортсмен и чемпион!
Вот так мы познакомились с игрой бочче. Игра эта – очень простая: её можно играть командами, вариант каждый за себя тоже интересен для детей. Ничто не мешает направить шар на цель и покатить его руками по поверхности пола. В этом и заключается суть игры: в умении так покатить по поверхности пола мячи ( или шары), чтобы расположить их ближе к стартовому – белому мячу (джек-болу). Следующим броском игрок также стремится кинуть свой шар и как можно ближе располагать к стартовому мячу. И такие броски мяча совершает каждый игрок. А если при броске мяча игрок выбивает мяч соперника подальше от основного стартового мяча – это весьма здорова!
Играть можно и командами: при игре командами сначала бросает игрок одной команды, потом игрок следующей команды и так пока все игроки сделают свой бросок. После игроки команд определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Суммируя очки определяют, кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок или команда выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют сами играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира. В игре могут принимать участие от двух до восьми детей, от двух до двенадцати детей.
На одного ребенка или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.
Один ребенок или одна команда играют только одним цветом шаров.
Одна команда может состоять из четырех или двух детей.
В игре могут принимать участие две команды, три команды или пять команд. Игра в шары проводится на ровной горизонтальной площадке с гладкой поверхностью, ограниченной по периметру досками или другими неметаллическими ограждениями высотой 25 см. Игра бочче – один из немногих видов спорта, позволяющий детям с самыми тяжелыми формами ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата реализовывать себя в игре и улучшить здоровье. Занятия построены на упражнениях и играх, способствующих детям в полной мере использовать свои физические возможности.
Конечно, учитывая особенности наших деток, мы изменили и упростили правила игры и подготовили вариативность игровых упражнений. В начале игры подбираются простые игровые упражнения, направленные для развития глазомера, целенаправленных движений и точности прокатывания шаров: « Попади в ворота», « Сбей кеглю», « Прокати до веревки».
В дальнейшем игровые упражнения усложняются, требуются более точные броски, умения рассчитывать силу прокатывания шаров, умения играть в составе команды, необходима точность двигательных реакций: « Точные броски», «Ближе к паре, команде», « Эстафета цветных шариков».
«Попади в ворота»- дети выстраиваются вдоль линии, в руках у каждого ребенка шары. На расстоянии 2-3 м напротив детей поставить дуги или ворота. Цель игры: прокатывать шары в прямом направлении и попасть в ворота. Выигрывает тот, кто попал в ворота.
«Между двумя линиями ». Цель игры: прокатывать шары в прямом направлении, до определенного предмет; развивать глазомер и умения направлять шары точно « по дорожке».
« До веревки »- дети выстраиваются вдоль линии, в руках у каждого ребенка по 2 шара. На расстоянии 3-4 м напротив детей положить веревку. Цель игры: прокатить шар так, чтобы не переходить через веревку.
« Сбей кеглю» - дети выстраиваются вдоль линии, в руках у каждого ребенка по 2 шара. На расстоянии 3-4 м напротив детей ставится кегля. Цель игры: прокатить шар так, чтобы сбить кеглю. К этой игре можно использовать множество вариантов, меняя количество шариков и кеглей.
«Ближе к паре, команде»- дети выстраиваются вдоль линии, в руках у каждого ребенка шары. Каждый ребенок прокатывает свои шары так, чтобы они оказались ближе друг другу.
« Точные броски»- дети выстраиваются вдоль линии, в руках у каждого ребенка шары. На расстоянии 3-4 м напротив детей ставится белый мяч (джек-болу). Прокатить шар так, чтобы оказаться ближе к белому мячу.
« Эстафета цветных шариков»- в умении прокатывать шары в определенной последовательности друг за другом. По сигналу «зеленый « - прокатывает шары с зелеными шарами.
Шаг за шагом, используя игровые упражнения, мы приближаемся и готовимся к настоящим соревнованиям по « Бочче». Командные игры объединяют детей, создают положительный настрой, приучают к точным и целенаправленным движениям.
Список литературы:
1. Бочче - программа спортивного мастерства. Методическое пособие для
тренеров Специальной Олимпиады / Под редакцией Бойко О.Я.
Екатеринбург, 2010.
2. Ванюшкин, В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми,
имеющими недостатки интеллектуального развития: Учебно-методическое
пособие для студентов, специалистов коррекционной педагогики.
Екатеринбург: ЕФ УралГУФК, 2007.
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.,
2004.
4. Полевщенков М.М., Устыменко О.Н. Бочче. Официальные правила
проведения соревнований Специальной Олимпиады России. М.:
ООБОПИсУО «Специальная Олимпиада России», 2005.
5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учебное пособие. М.:
Просвещение, 2002.
6. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни / Энциклопедия социологии. Мн:
Книжный Дом, 2003.


2019