Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Потафеева Е. Ю., Шамшурина Е. Н., Кулик Н. А., Волкова Т. О. Массажных коврики и дорожки в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Одной из наиболее эффективных форм укрепления здоровья детей является закаливание. Закаливание детей дошкольного возраста состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия. Закаливание детей-это не только обливание водой, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе. Укрепление растущего организма можно проводить и путем массажа особых «жизненных» точек, которые влияют на работу внутренних органов. Эффективным и увлекательным видом закаливания детей является использование "массажных ковриков и дорожек". 
  Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.

    Цель: оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Задачи:
1.Закаливание организма.
2.Профилактика и коррекция плоскостопия.
3.Развитие чувства равновесия и координации движений.
4.Сенсорное развитие.
5.Сохранение и укрепление здоровья детей.

Массажные коврики- дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие; что у некоторых дорожек внутри: камешки, горошек, песочек.
К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность по которой мы ходим босиком, должна быть неровной.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Ходьба по дорожкам и коврикам может быть обычной, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов, а так же, словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей в двигательной активности.
Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврики выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Упражнения:
Ходьба «По медвежьи» - на руках и ногах и высоким подниманием таза.
«Ласточка» - стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
«Солдатик» - шаги на мешочки и «ножки».
«Незнайка» - подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Кошкина зарядка
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»

Лужа
Я иду, я иду. Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа –то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)
Да-да-да, да-да-да,
Высоко подпрыгну.(Отходят и подходят к луже)
Да-да-да, да-да-да,(Раскачивая руками, готовятся к прыжку)
Лужу перепрыгну. Гоп! (прыжок)
 
Бурый мишка
Бурый мишка топал,
Топал, топал,
Громко ножками стучал,
Он стучал так! Мишка головой вертел,
Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел,
Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился
И на месте закружился,
Закружился, закружился
И свалился – бах!
 
Ёжик
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук
отпущены; делает маленькие шажки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сына и для дочки. (Ищет)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)
Ощетинит ёж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)





2022