НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ченцова Е. А., Мартиросян А. В. Конспект логопедического занятия (подгрупповое) в старшей группе (1‑й год обучения) «Прогулка по осеннему городу» согласно требованиям ФГОС ДО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Тема: лексико-грамматические категории языка.
Цели:
·        Коррекционно-образовательные:
-отработка согласования прилагательных с    существительными в роде и числе;
-словообразование множ. числа существительных;
-отработка родит.п. существительных множ. числа;
-уточнение признаков осени;
-пополнение словаря названиями осенних цветов.

·        Коррекционно-развивающие:
-развивать умение составлять простое предложение по графической схеме (из 2-х слов) ;
-развитие просодических компонентов речи про произношении скороговорки-диалога;
-развитие речемыслительных операций при оставлении предложений по сюжетной картинке, при отгадывании загадок (анализ, сравнение, обобщение и т.п.);
-развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.

·        Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать и выполнять словесные инструкции логопеда на занятии;
-воспитывать активность, интерес, мотивацию к логозанятиям.
-воспитывать умение выслушивать ответы сверстников, анализировать и дополнять.

Инструментарий к проведению занятия:
 
-фрагмент «Осенняя мелодия» Й. Баха (аудиозапись);
-графическая схема простого предложения (сущ.+ прилаг. )
-сюжетные картинки с признаками осени в городе, как раздаточный материал (формат ½   листа А4);
-муляжи плоскостные – тучи и солнце, прищепки-по 3 синего (голубого) цвета, по 5 желтого (красного) цвета (раздаточный мат-л);
-презентация-игра «Узнай цветок» (в формате POWER POINT);
- плоскостное изображение сороки.







ХОД ЗАНЯТИЯ


1.     Организационная часть.

Звучит «Осенняя мелодия» Й. Баха (фрагмент).
Под ее аккомпанемент логопед начинает занятие:
Логопед: Серые тучи, холодный дождь, листопад, лужи, грибы, рано наступает вечер, отлет птиц, куртки , сапоги, теплые шапки – к какому времени года подходят эти слова и выражения?(к осени).
Звучание музыки останавливается.
Логопед: Назовите осенние месяцы
Дети: Сентябрь , октябрь, ноябрь
Логопед: Послушайте загадку и догадайтесь, о каком месяце осени она.

Листья с веток облетели.

Птицы к югу улетели.

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Вот закончился сентябрь,

А за ним спешит…

Ответ: Октябрь

2.     Основная часть.

Игра «Мы по улице идем» (с раздаточными картинками).

 

Логопед: Октябрь-второй месяц осени. Осень властно вступает в свои права. Представьте, что мы отправились на прогулку по нашему городу. Какие же приметы осени мы замечаем? Рассмотрите свои картинки и укажите эти приметы.

Примерные ответы детей:
-Дует ветер и с деревьев слетает много желтых листьев.
-Можно собирать осенние листья и сделать букеты.
-Солнце часто прячется за тучи и идет дождь.
-Когда идет дождь, люди ходят под зонтиками.
-После дождя много луж и в них плавают осенние листья.
-Люди надевают шапки, куртки и сапоги.
-Если надеть сапоги, взять зонтик, можно запускать кораблики в луже.
-В магазине много фруктов.

По мере ответов детей, логопед забирает картинку и устанавливает ее перед всеми детьми.






 Игра «Скороговорка-диалог»

 
Логопед: Представьте, что вышли из магазина с покупками-овощами и фруктами и нас встретил кто-то из знакомых. Наверно, произошел бы вот такой разговор:

-Расскажите про покупки!

-Про какие, про покупки?

-про покупки, про покупки,

-Про покупочки свои.


Двое детей обыгрывают скороговорку – диалог.
Логопед: Называет обобщающее слова «Овощи», затем «Фрукты» ,а остальные дети называют овощи (фрукты) во множ. числе.
Обыгрывание скороговорки провести дважды.

в/Дид. упражнение «Какой? Какая ? Какое? Какие? (работа с графической схемой предложения из 2-х слов).


Логопед: Мы с вами уже научились различать слова- «предметы» и слова –«признаки».
Логопед: Посмотрите на эту схему . Что обозначает первая полоска?
Дети: (слово – «предмет»)
Логопед: А вторая , волнистая , полоска
Дети: (слово –«признак»).
Логопед: Правильно. Напоминаю , что вся эта схема – предложение из двух слов. Второе слово , обозначенное волнистой линией, - будет « Осенняя». А первое слова я буду вам называть. Например , « День(какой?)… осенний.» Отвечать станете предложением из двух слов.

 Примерные предложения:

- День (какой?) осенний.

- Тучи (какие?) осенние.

- Куртка (какая?) осенняя.

- Деревья (какие?) осенние.

- Солнце (какие?) осенние.

- Погода (какая?) осеннее.

- Лист (какой?) осенний.

- Сапоги (какие?) осенние.

- Лужа (какая?) осенняя.

- Утро (какое?) осеннее.


 
 
 
 

Речевая игра «Капля – раз…»

 
Логопед: Мы продолжаем прогулку по осеннему городу. И все бы было хорошо , но тут все небо затянуло тучами , и одна за другой застучали об асфальт капли дождя. Капля – раз , капля –два…
Проводится речевая игра с движениями.
Капля - раз, капля -два,
Капли медленно сперва :
Кап, кап,кап,кап…

Стали капли поспешать,
Капля каплю догонять:
Кап – кап – кап – кап!

Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем!

Встав, дети медленно
Отхлопывают ритм этой
Части игры.

Ритм стих – я убыстряется



Подняв руки вверх,
Соединяют их над головой,
слова при этом произносят ритмично и четко.


Упр. С прищепками «Дождь и солнце»(ручная моторика).

 
Логопед: Давайте с помощью прищепок изобразим, под какой же осенний дождь мы с вами попали.    
Дети с помощью прищепок изображают дождь.
Логопед: Вы хотите, чтобы дождь закончился? Тогда  пусть появится солнышко!
Дети с помощью прищепок изображают солнышки.
 
 

Дид. игра «Узнай осенний цветок»(работа с демонстрационными картинами)

 
Логопед: Появилось солнышко, и закачали своими головками осенние цветы на клумбе. Это последние цветы года. Смотрите, какие они яркие !
Дети: Бархатцы, астра, хризантема.

3.     Итог занятия.
Логопед: Что вам больше понравилось на занятие? С каким настроением Вы уходите?









2022