Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Куликова А. О. Использование возможностей образовательного портала «Сдам ГИА» при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Образовательный портал «Сдам ГИА» Дмитрия Гущина является удобным инструментом, охотно используемым преподавателями совместно с обучающимися. Проект один из самых удачных среди подобных. Хочется отметить удобный интерфейс и возможность работы как со стационарного компьютера или ноутбука, так и с планшета или смартфона. Большим плюсом является возможность регистрировать не только выпускников, но и обучающихся других классов, и знакомство с материалами и подготовку к аттестации начинать заблаговременно.
Так педагог может знакомить пятиклассников со стандартными текстами ВПР, размещенными на сайте, а самое главное: портал дает образцы всех видов разборов (фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического) (Рисунок 1)
Рисунок 1


Ученик может применить материалы ресурса для самостоятельной работы, а в случае затруднения обратиться к пояснениям. (Рисунок 2)
Рисунок 2


10-12 задания предполагают введение ответа в отведенное поле и автоматическую проверку, таким образом, указанные задания обучающиеся могут отрабатывать самостоятельно. В ВПР-8 уже пять задании имеют данную опцию. Все задания взяты из официального источника: Единого банка вариантов прошлых лет. При необходимости можно воспользоваться услугой службы поддержки.
Во вкладке «Решу ОГЭ» большое внимание уделяется работе с текстом: так печатный текст изложения (Задание 1) сопровождается не только аудофайлом хорошего качества, но и таблицей с микротемами. Это безусловно облегчает понимание сути задания и делает работу с текстом интересной. Интересно выстроена работа с заданием 9, большая часть тем сочинений разбирается в пояснении, пользуясь которым выпускник может систематизировать знания, полученные на уроках. Особенно интересно работать с тестовой частью, снабженной автоматической проверкой. Можно вернуться к неверно решенным заданиям, прочитать пояснения и, выбрав в каталоге тип задания, пройти тестирование от 1 до 40 вариантов.
Представляет интерес и вкладка «Устное собеседование», 80 текстов, посвященных выдающимся соотечественникам, легендарным событиям, культуре, народным промыслам, памятникам архитектуры, истории и природы, даёт возможность выпускникам не только качественно подготовиться к собеседованию, но и значительно расширить свой кругозор. Для преподавателя данный раздел представляет огромный интерес, являясь источником качественных текстов и богатейшего иллюстративного материала для подготовки к урокам.
Особый интерес для преподавателя представляет вкладка «Решу ЕГЭ». Кроме уже привычной проработки каждого задания реального ЕГЭ, присутствует интересный раздел «Дополнительные задания для подготовки», материалы раздела можно и нужно использовать, начиная с 8 класса. Например, при отработке темы «Грамматическая основа предложения». (Рисунок 3)
Рисунок 3


или при повторении служебных частей речи (как видно на рисунке, в пояснении указываются все служебные части речи, что облегчает обучающимся оценить самостоятельно выполненное задание) (Рисунок 4)
Рисунок 4




Удобна и самая объёмная часть раздела, посвященного русскому языку, это вкладка «Решу ЕГЭ». Интересен в работе «Конструктор варианта по типам и по темам». Чтобы целенаправленно тренироваться по определённым темам, можно составить вариант из необходимого количества заданий по конкретным разделам задачного каталога. Практически каждое задание рассматривается разнопланово под рубриками «Задание для подготовки», «Задания на основе экзаменов прошлых лет», «Задания для тренировочных и диагностических работ», а это значит, что обучающийся видит уровень сложности задания и может самостоятельно выбирать удобный ему режим работы, двигаясь от простого к сложному. Например, такая сложная для обучающихся тема как «Употребление паронимов» представлена почти 200 вариантами для отработки, при необходимости даётся вариант правильного ответа. (Рисунок 5)
Рисунок 5


и ссылка на правило, увидеть которую можно нажав на +, при этом открывается и так необходимый при отработке данного задания «Словарик паронимов», постоянно обращаясь к которому пользователь расширяет словарный запас и учится правильно пользоваться средствами и возможностями языка.(Рисунок 6)
Рисунок 6




Следует отметить и тот факт, что сайт, кроме того, даёт возможность распечатать как целиком весь вариант, так и любые задания.
На сайте представлены готовые варианты, решив которые, выпускник может самостоятельно выявить пробелы в знаниях и уделить таким заданиям больше внимания. Для учителя этот ресурс также очень удобен. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задания распределены и классифицированы по темам, есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ. Неудобств при работе с этим сайтом практически нет. Структура платформы позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать систему занятий.
Базы заданий портала «Решу ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ГИА; демонстрационные версии ОГЭ и ЕГЭ, экзаменационные задания, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений; диагностические работы, подготовленные Московским институтом открытого образования; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации.
2022