Библиографическое описание:
Большакова Н.А. Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется снижением познавательной активности, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Ограниченные навыки процесса познания, слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно затрудняют взаимодействие с окружающими.
В дошкольных учреждениях постоянной заботой коррекционных педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать у ребенка умение работать в коллективе, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Теоретические основы проектной деятельности.
1. Из истории возникновения метода проектов:
Метод проектов возник еще в 20 –е годы XX века в США. Его называли также «методом проблем» и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей, с учетом его личных интересов именно в этом знании, для чего требовалась проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.
Педагоги 20–х. гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно - полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
2. Сущность метода проектов:
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом (Е.С.Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать, развивают речь.
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов.
По доминирующей в проекте деятельности
Познавательные, творческие, игровые, исследовательские, тематические.
По продолжительности
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
По количеству участников
Индивидуальные, групповые, коллективные.
По составу и структуре
Монопроект, мультипроект, мегапроект.
Система классификаций проектов (по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову).
Тип проекта:
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект • организационный;
• социальный;
• образовательный;
• смешанный.
Класс проекта
По составу и структуре проекта и его предметной области
• монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба);
• мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления);
• мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
Масштаб проекта
По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир
• мелкие;
• средние;
• крупные;
• очень крупные (принято называть программами).
Длительность проекта
По продолжительности периода осуществления проекта:
• краткосрочные;
• среднесрочные;
• долгосрочные.
Сложность проекта
По степени сложности
• простые;
• сложные;
• очень сложные.
Вид проекта
По характеру предметной области проекта
• образовательный;
• научно-исследовательский;
• учебный;
• смешанный.
Распределение деятельности по этапам проекта
1 этап - Постановка проблемы
Деятельность педагога: Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). Определяет задачи.
Деятельность детей: Вживание в игровую ситуацию. Вхождение в проблему. Принимают и дополняют задачи проекта.
2 этап - Организация работы над проектом
Деятельность педагога: Активизирует полученные знания детей. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность.
Деятельность детей: Планируют совместную деятельность Распределение ролей.
3 этап - Практическая деятельность по решению проблемы
Деятельность педагога: Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей: Выполняют практическую деятельность.
4 этап - Презентация продукта деятельности
Деятельность педагога: Побуждает к выполнению совместных действий. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность детей: Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности.
5 этап - Подведение итогов
Деятельность педагога: Подводит к формулировке вывода.
Деятельность детей: Ставят новую проблему. Впечатления о проекте.
Литература
1. Гульчевская В.Г., Е.А.Чекунова, О. Г. Тринитатская «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях». – М.АРКТИ, 2011.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
3. Л.С Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ– М. АРКТИ, 2006.
4. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Проекты в работе с семьей» - М. Творческий центр 2012.
Большакова Н.А. Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется снижением познавательной активности, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью. Ограниченные навыки процесса познания, слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно затрудняют взаимодействие с окружающими.
В дошкольных учреждениях постоянной заботой коррекционных педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать у ребенка умение работать в коллективе, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Теоретические основы проектной деятельности.
1. Из истории возникновения метода проектов:
Метод проектов возник еще в 20 –е годы XX века в США. Его называли также «методом проблем» и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей, с учетом его личных интересов именно в этом знании, для чего требовалась проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.
Педагоги 20–х. гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно - полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
2. Сущность метода проектов:
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом (Е.С.Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать, развивают речь.
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов.
По доминирующей в проекте деятельности
Познавательные, творческие, игровые, исследовательские, тематические.
По продолжительности
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
По количеству участников
Индивидуальные, групповые, коллективные.
По составу и структуре
Монопроект, мультипроект, мегапроект.
Система классификаций проектов (по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову).
Тип проекта:
По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект • организационный;
• социальный;
• образовательный;
• смешанный.
Класс проекта
По составу и структуре проекта и его предметной области
• монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба);
• мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления);
• мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
Масштаб проекта
По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир
• мелкие;
• средние;
• крупные;
• очень крупные (принято называть программами).
Длительность проекта
По продолжительности периода осуществления проекта:
• краткосрочные;
• среднесрочные;
• долгосрочные.
Сложность проекта
По степени сложности
• простые;
• сложные;
• очень сложные.
Вид проекта
По характеру предметной области проекта
• образовательный;
• научно-исследовательский;
• учебный;
• смешанный.
Распределение деятельности по этапам проекта
1 этап - Постановка проблемы
Деятельность педагога: Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). Определяет задачи.
Деятельность детей: Вживание в игровую ситуацию. Вхождение в проблему. Принимают и дополняют задачи проекта.
2 этап - Организация работы над проектом
Деятельность педагога: Активизирует полученные знания детей. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность.
Деятельность детей: Планируют совместную деятельность Распределение ролей.
3 этап - Практическая деятельность по решению проблемы
Деятельность педагога: Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей: Выполняют практическую деятельность.
4 этап - Презентация продукта деятельности
Деятельность педагога: Побуждает к выполнению совместных действий. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность детей: Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности.
5 этап - Подведение итогов
Деятельность педагога: Подводит к формулировке вывода.
Деятельность детей: Ставят новую проблему. Впечатления о проекте.
Литература
1. Гульчевская В.Г., Е.А.Чекунова, О. Г. Тринитатская «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях». – М.АРКТИ, 2011.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
3. Л.С Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ– М. АРКТИ, 2006.
4. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Проекты в работе с семьей» - М. Творческий центр 2012.