Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Живогин И.Е. Наречие, категория состояния или прилагательное? (из опыта проведения уроков русского языка в средней школе)

Библиографическое описание:
Живогин И.Е. Наречие, категория состояния или прилагательное? (из опыта проведения уроков русского языка в средней школе) // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Разграничение некоторых частей речи для детей не представляет сложностей: важно только верно задать вопрос. К примеру, «три» (сколько?) – количественное числительное; «третий» (который по счёту?) – порядковое числительное; «тройка» (что?) – существительное; «втрое» (во сколько раз?) – наречие; и т.д. Иногда, конечно, принадлежность к определённой части речи ученикам бывает установить тяжелее: каждый (какой? или который?) – прилагательное или числительное? – нет, это определительное местоимение. В таких случаях помогает обращение к категориальному значению части речи: «каждый» – не обозначает конкретный признак или порядок при счёте, а только указывает на него, а значит относится к местоимениям. Однако бывают ситуации, когда определить часть речи становится действительно задачей не из лёгких.

Если с прилагательными школьники знакомятся уже во 2 классе [2, с. 64] и в дальнейшем с каждым годом углубляют свои знания, а с наречиями (обзорно) в 4 классе [2, с. 103], то с категорией состояния они повстречаются только лишь в 7 классе [3, с. 97], причём на изучение этой части речи отводится всего лишь 2 урока, что неизмеримо мало для овладения навыками успешной дифференциации частей речи. Конечно, с категорией состояния ученики теперь уже не расстанутся и непосредственно будут работать еще и в 8 классе, на уроках, посвященных односоставным безличным предложениям [3, с. 112], однако часто наблюдается некоторая непроработанность этой части речи в среднем звене, что в дальнейшем ведёт к неправильному определению синтаксической роли слов.

Тема «Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи» [3, с. 16] поднимается непосредственно после завершения тематического блока «Наречие». На первом же уроке, посвященном новой теме важно указать на принципиальное разграничение трёх частей речи: прилагательного (краткой формы), наречия и категории состояния. Этот материал лучше для наглядности представить в виде таблицы.

Для того чтобы сведения закреплялись одновременно и теоретически, и практически, мы считаем целесообразным составить такие предложения, в которых бы графически одно и то же слово грамматически принадлежало к разным частям речи и выполняло бы разные синтаксические роли. Пример: Это место безумно красиво (краткое прилагательное). Ты говоришь очень красиво (наречие); На улице очень красиво (категория состояния).

Во-первых, необходимо вспомнить (или разобрать) общие значения этих частей речи: признак предмета (явления, живого существа и т.д.), признак действия или другого признака и, соответственно, состояние живого существа или окружающей среды. В нашем примере в первом случае краткое прилагательное «красиво» обозначает качество подлежащего «место»; во втором случае наречие «красиво» служит для обозначения признака действия по сказуемому «говоришь»; в третьем случае слово категории состояния «красиво» обозначает состояние окружающей среды (или, если углубиться в смысловое наполнение фразы, то – состояние человека, воспринимающего природу).

Во-вторых, нужно обратить внимание на синтаксическую функцию каждой части речи. К 7 классу у учеников уже должно сложиться впечатление, что принадлежность слова к определённой части речи не указывает на его синтаксическую функцию: дом (существительное) – Дом стоял вдалеке; Россия – мой дом; Мы не думали о доме; Они шли из дому. Многое определяется именно контекстом. Поэтому в этом пункте важно указать на наиболее частотную (но не единственную!) синтаксическую функцию исследуемых частей речи. Итак, в нашем случае: краткое прилагательное – сказуемое, наречие – обстоятельство, категория состояния – сказуемое.

В-третьих, важным будет указание на характер самих предложений, в которых используются эти части речи. У сказуемого, выраженного кратким прилагательным, подлежащее либо будет непосредственно явлено в тексте (в нашем примере это слово «место»), либо будет подразумеваться из предыдущего контекста (Ср. Перед нами озеро. [Оно] красиво, величаво и серебрится – ничего не скажешь). У сказуемого же, выраженного категорией состояния, подлежащее невозможно в принципе ввиду безличного характера этих предложений.

Здесь, как нам кажется, следует сказать, что если класс, в котором изучается данная тема, довольно сильный, то целесообразно рассмотреть эту тему чуть глубже, с использованием предложений с инфинитивным подлежащим: Уезжать отсюда было печально. В таких предложениях категория состояния, выступая в роли сказуемого, будет иметь при себе подлежащее, но подлежащее особое – инфинитивное. Но в таких предложениях возможно и употребление прилагательного в роли неполного сказуемого (существительное при нём часто может отсутствовать) (Ср. Приходить к тебе становилось трудно; Приходить к тебе становилось (делом) трудным). Однако сразу же оговоримся, что относительно данного вопроса (о грамматической категории слов на –о в предложениях с инфинитивом) в лингвистической среде нет консенсуса [1].

В-четвёртых, следует обратить внимание школьников на то, что в зависимости от принадлежности слова к определённой части речи меняется и морфемный состав слова. В приведённом нами примере у слова категории состояния и у наречия морфема –о будет являться суффиксом, а у краткого прилагательного – окончанием. В этой связи обнаружить имя прилагательное оказывается проще, особенно если изменить подлежащее и вместо существительного среднего рода подобрать существительное мужского или женского рода или множественного числа (Ср. Это место безумно красиво; Эта поляна безумно красива; Эти места безумно красивы).

Итак, в обобщённом виде мы получаем следующую модель сравнения трёх частей речи:

1. общее (категориальное) значение;

2. синтаксическая функция;

3. характер предложений с данными частями речи;

4. морфемный состав слов.

Рассмотрев тему о словах категории состояния таким образом, действительно можно ожидать, что уровень её усвоения повысится, так как ученики будут иметь наглядный материал для сравнения/сопоставления трёх частей речи. В качестве домашнего задания целесообразно будет предложить ученикам самим составить подобные предложения (или полноценный текст), где графически одни и те же слова будут выступать в роли разных частей речи и выполнять разные синтаксические функции.

Библиографический список

1. Мелькумянц В.А. О синтаксической функции инфинитива в сочетании со словами на –о / В.А. Мелькумянц // Вестник ТГПИ. – 2008. – №S1. – с. 54-57.

2. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 1–4 классов образовательных организаций) / ФГБНУ Институт стратегии развития образования – Москва, 2022. – 110 с.

3. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5-9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ Институт стратегии развития образования – Москва, 2022. – 129 с.
2023