НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кудрявцева О.В. Несколько лайфхаков для начинающих логопедов

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Какие ассоциации возникают у любого взрослого человека, когда он слышит слово детский логопед? Конечно это работа над произносительными умениями у ребенка. И хотя мы, логопеды-практики, знаем, что наша деятельность весьма многогранна, это умение является основным, профессиональным. Выходя из стен института, многие молодые логопеды сталкиваются именно с этой сферой логопедической практики. Я многие года работаю учителем –логопедом с детьми с общим недоразвитием речи в коррекционном детском саду. Несколько логопедических лайфхаков помогут сделать эту профессиональную деятельность моих коллег-логопедов эффективнее.
1 лайфхак.


Рисунок 1



Мы все прекрасно знаем, что любая деятельность будет успешной, если человек замотивирован на её свершение. Выработка правильных произносительных умений — это очень сложная деятельность для ребенка 4-5 лет и не всегда осознанная им. Многие дети, в силу своего развития, неврологических отягощений, просто не замечают своего речевого несовершенства. Сразу начинать работу по преодолению речевых нарушений не стоит. В большинстве случаев это вызовет у ребенка негативное отношение к занятиям.
Рисунок 1.
 Здесь ко мне на помощь приходит Незнайка.(рисунок 1) Это кукла из перчаточного театра. Незнайка (с моей «помощью») начинает «общаться» с детьми на искаженном языке, что-то спрашивать, называть какие-то предметы. Это вызывает у детей смех, непонимание. Тем самым, опосредованно, я подвожу детей к пониманию того, что внятная и понятная речь необходима всем нам. Что надо научить Незнайку и всех детей красиво говорить. Дети начинают примерять на себя роль логопеда. И все дальнейшие занятия становятся для них игровыми и замотивированными на успех. Куклу или персонаж можно взять любую. Наш Незнайка удобен мне еще потому, что он «не знает» многих вещей, не только в произносительном плане, но и в обще речевых навыках. Поэтому я его использую как игровой персонаж и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
2 лайфхак.
Везде, где это возможно. в работе использовать знаки, символы, пиктограммы, элементы мнемотехники.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Неоспоримы слова К. Д. Ушинского.


Рисунок 2

Рисунок 2.
Мы живем в мире знаков и символов, мы с рождения познаем, привыкаем, управляем, оперируем ими. Вот частичка того, чем мы с вами, как взрослые образованные люди пользуемся в современности(рисунок2). И алфавит, и нотная грамота, и математические знаки, и таблица химических элементов. Сам процесс обучения и познания у человека проходит с помощью знаков. символов, моделей. У детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попал в поле зрения ребенка. Абстрактные понятия, которые не подкреплены наглядной картинкой, запомнить ребенку с ТНР сложно, а иногда и невозможно из-за того, что страдает как внешняя речь, так и внутренняя речь. А как мы видим процесс обучения и коррекции наших детей связан с формированием довольно обширных абстрактных понятий: от работы над звукопроизношением, работы над лексико-грамматическими категориями, работы по формированию связной речи. И везде мнемотехника, по моему мнению, поможет упростить и облегчить процесс коррекции:
-ускорит запоминание материала,
-увеличит объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций;
-разовьет ассоциативное мышление и воображение;
-развивает зрительную и слуховую память;
-зрительное и слуховое внимание;
-связную речь;
-мелкую моторику рук;
- повысит работоспособность.


Рисунок 3



Рисунок 3.
Методы наглядного моделирования, мнемотехника давно вошли в мою практику и в практику многих логопедов. Методика моделирования довольно хорошо разработана и специалистами дошкольного воспитания, дошкольной психологии, логопедии: Л.А. Венгер, О.М Дьяченко, Э.Г. Пилюгина, А.Н Леонтьев, Л.Е. Журова, Т.А Ткаченко и д.р 3 лайфхак.
Я расскажу, как метод моделирования помог мне построить свою систему работы над произносительными умениями у детей с речевыми нарушениями.
У детей с речевыми нарушениями особые трудности отмечаются в процессе коррекции звукопроизношения.
Учась в институте и начав свою деятельность в качестве логопеда, я столкнулась с таким приемом использования метода моделирования в коррекции звукопроизношения. Предлагается использовать вот такие виды моделей: профили артикуляции и такие символы звуков.



Рисунок 4

Я думаете, такой символизм будет не понятен ребенку 4-5 лет, отягощенному неврологическими и иными проблемами в развитии.
Поэтому я выработала свою систему работы.
Как известно, весь процесс исправления звукопроизношения делится на четыре этапа: подготовительный; постановка звука; автоматизация звука; дифференциация смешиваемых звуков.


Рисунок 5

На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению, движению я даю образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению. Звук, над которым мы будем работать тоже обозначается картинкой символом. Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием. Например, картинка «Машинка» - это звук Р («песенка моторчика»). (рисунок 5)
Начинаю всегда с комплекса гимнастики на гласные звуки. Вместе с артикуляционными упражнениями я отрабатываю у детей произношение, чередование гласных звуков.


Рисунок 6

Упражнение «Птенчик» Гласный звук А.


Рисунок 7

Упражнение «Сердитый мишка» Гласный звук Ы.

Рисунок 8

Упражнение «Окошко». Гласный звук О.
Упражнение «Дудка». Гласный звук У.

Рисунок 9



Рисунок 10

Упражнение «Капризулька». Гласный звук Э.
Далее, используя уже отработанные и знакомые упражнения артикуляционной гимнастики я выстраиваю перед ребенком алгоритм получения нужного звука. Ну а так как каждый ребенок индивидуален, для каждого подбирается свой алгоритм. Здесь показаны примеры выстраивания различных алгоритмов, применяемых при постановке звука Р.(рисунок 6)

Рисунок 11

Такое моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия: артикуляционный уклад, положение языка и губ, воздушная струя и т.п. Я словесно не объясняю ребенку, где должен быть язык, губы, а называю или показываю картинку –символ артикуляционной гимнастики. И ребенок, вспоминая упражнение, выстраивает нужный артикуляционный уклад.
Разберем первый алгоритм постановки звука Р.
Первая картинка-это положение губ. Вторая картинка –положение зубов. Третья картинка-положение языка. Четвертая картинка-это звук, от которого мы будем ставить новый звук. Пятая картинка –сила воздушной струи. Шестая картинка-символ нового звука.
Мы добавляем использование руки (левой-правой), что обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга и развивает пальчиковую моторику.
Здесь алгоритм представлен в форме готовых картинок компьютерной презентации, которую я создала на каждый дефектный звук, но его легко можно от руки зарисовать в индивидуальной тетради ребенка или распечатать на принтере. Это позволит работать с ним ребенку самостоятельно как в группе в вечернее время с воспитателями, так и дома с родителями.
Далее отработка поставленного звука идет по традиционной методике, но и здесь я использую метод моделирования. На картинке видны приемы отработки звука Р в прямых слогах: РА, РЫ, РО, РУ, РЭ. (рисунок 7)
В игровых упражнениях добавляем использование руки (левой-правой) в движениях по стрелкам. Можем прокатывать маленькую игрушечную машинку, используя картинку, как игровое поле, выкладывать счетные палочки или камешки и т.п.

Рисунок 12

Использование наглядных алгоритмов помогает детям преодолевать произносительные трудности путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению закономерностей правильного произнесения звуков родного языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.
Я думаю, что возможности использования технологий моделирования и мнемотехники в работе с детьми неограниченны. Эта деятельность интересная, много вариативная, творческая, заключающая в себе огромный потенциал



Рисунок 14

Рисунок 13


4 лайфхак. Чтобы работа по коррекция произносительной стороны речи была не такой нудной и тяжелой, я иногда использую фотографии животных для артикуляционной гимнастики. Например, такие. (рисунок13,14.)
Использованные источники.
1.       Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
2.       Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
3.       Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
4.       Гаркуша Ю.Ф., Кроткова Т.Н. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 1999. 105 с.
5.       Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
6.       Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. – Мозырь: Содействие, 2007. 157 с.
7.       Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. – Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. - метод. журнал. – 2005. –
8.       Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.-М.: Айрис-пресс, 2004
9.       Картинный материал https://www.google.ru/imghp.

2019