Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 2.Рисунок 3
Рисунок 4
Я думаете, такой символизм будет не понятен ребенку 4-5 лет, отягощенному неврологическими и иными проблемами в развитии.Рисунок 5
На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению, движению я даю образное название и подбирается картинка- символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению. Звук, над которым мы будем работать тоже обозначается картинкой символом. Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием. Например, картинка «Машинка» - это звук Р («песенка моторчика»). (рисунок 5)Рисунок 6
Упражнение «Птенчик» Гласный звук А.Рисунок 7
Упражнение «Сердитый мишка» Гласный звук Ы.Рисунок 8
Упражнение «Окошко». Гласный звук О.Рисунок 9
Рисунок 10
Упражнение «Капризулька». Гласный звук Э.Рисунок 11
Такое моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия: артикуляционный уклад, положение языка и губ, воздушная струя и т.п. Я словесно не объясняю ребенку, где должен быть язык, губы, а называю или показываю картинку –символ артикуляционной гимнастики. И ребенок, вспоминая упражнение, выстраивает нужный артикуляционный уклад.Рисунок 12
Использование наглядных алгоритмов помогает детям преодолевать произносительные трудности путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению закономерностей правильного произнесения звуков родного языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.Рисунок 14
Рисунок 13