Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Головачева Е. С. Дополнительная общеобразовательная программа «Детский фитнес» физкультурно-спортивной направленности

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Актуальность программы
«Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в двадцать первом веке». [1] В настоящее время ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (А. А Сметанкин, В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков), психологии (О. С. Осадчук, Д. В. Лютин, О. А. Садчикова), экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарников и др.) занимаются проблемой формирования здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. [5]
Главной ценностью для человека является здоровье. Дошкольный возраст в развитие ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того как организованно воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
в последние десять лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. За этот период количество детей с хронической патологией увеличилось. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Поэтому, мы, пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте
необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к деятельности по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Советский и российский педиатр, академик РАМН (Российская академия медицинских наук) М.Я. Студеникин считал, что «правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей.» [10] Поэтому физическое воспитание в нашем детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашего ДОУ является актуальной. Поэтому в детском саду необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а также мотивации активного отношения к своему здоровью. Таким образом, решению проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья, в развитие физической активности воспитанников может способствовать реализация дополнительной услуги «Детский фитнес» в практике дошкольного учреждения.
Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных направлений по физическому воспитанию. Популярность современной системы оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их.
Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в
себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, стретчинга, фитбола, йоги и др. Как правило, для детей используется игровая форма обучения – это помогает ребятам полностью расслабиться и заниматься с удовольствием. Бесспорное достоинство детского фитнеса состоит в том, что детский фитнес не имеет четко определенной программы упражнений. Скорее, детский фитнес можно назвать сочетанием «блоков» из общеукрепляющих упражнений, которые включают в себя упражнения для осанки, упражнения со скакалкой, с мячами, с обручами и нестандартным оборудованием. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме.
Новизна использования дополнительной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Отличительными особенностями программы «Фитнес» являются:
1. Учебно-тематическое планирование выполнено блочно-циклическим способом.
2. В программе применена комбинация методик детского фитнеса:
¾     игровой стрейтчинг – направлен на активизацию
защитных сил, развитие и освобождение творческих и оздоровительных возможностей организма. Стрейчинг включает в себя динамические и статические нагрузки. Упражнения детям даются в игровой форме, чтоб детям не было скучно;
¾     фитбол – гимнастика - сочетание ритмических
движений на фитболах с музыкой, развивает опорно – двигательный аппарат детей;
¾     йога – одно из направлений йоги, благотворно влияет
на психоэмоциональное состояние. Если ребёнок неусидчив, гиперактивен, йога поможет быть сдержанным;
¾     этно путешествия, занятия построены в игровой –
сюжетной форме, основанные на путешествиях по разным уголкам нашей планеты с изучением элементов национальных народных танцев и танцевальных направлений;
¾     подвижные игры, конкурсы, эстафеты с
разнообразным оборудованием; Создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии;
Адресат: Программа «Детский фитнес» рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста (3-6 лет). Для детей данного возраста характерна высокая двигательная активность.
Объём: Общее количество часов, запланированных на весь период реализации Программы составляет 61 час.
Режим: Образовательная деятельность с детьми проводится 2 раз в неделю с октября по май продолжительностью от 20 до 30 минут. Организуется «Детский фитнес» во второй половине дня.
Форма организации: Для успешного освоения программы образовательная деятельность организуется по группам с численностью детей не более 20 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания; пороки сердца; значительная близорукость с изменением глазного дна; повышенное внутричерепное давление.
Срок реализации программы 8 месяцев(31 учебная неделя).
Целью реализации дополнительной общеобразовательной программы «Детский фитнес» является повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
1.                   Обучение основным двигательным действиям.
2.                   Оптимизировать рост и развитие опорно – двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
3.                   Развитие физических качеств и двигательных навыков (развивать быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость);
4.                   Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
5.                   Воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощённость и творчество в движении;
6.                   Повышать интерес к физкультурным занятиям.
В соответствии с поставленными задачами дополнительная образовательная деятельность строятся на следующих основных принципах:
1. Принцип системности. Работа проводится системно, подбор упражнений и их применение вводится постепенно с усложнением.
2. Принцип гумманизации. В процессе формирования личности ребёнка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол.
3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог распределяет нагрузку с учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка.
4. Принцип преемственности с семьёй: организация практических консультации, открытые просмотры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Таблица 1

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

I.

Что такое фитнес?

1

II.

Здравствуй Африка!

8

II. 1.
Тема: «Путешествие змеи»

2

II.2.
Тема: «По пустыне»

2

II.3.
Тема: «На самолёте в Африку»

2

II.4
Тема: «Племя индейцев в Африке»

2

III.

Магазин игрушек

7

III.1.
Тема: «Балеринки и роботы»

1

III.2.
Тема: «Магазин мячей»

2

III.3.
Тема: «На полках магазина звери»

2

III.4.
Тема: «Магазин игрушек на Востоке»

2

IV.

Приходи сказка!

9

IV.1.
Тема: «Колобок»

2

IV.2.
Тема: «Королевство волшебных мячей»

2

IV.3.
Тема: «Сидела кошка на окошке»

2

IV.4.
Тема: «Путешествие ковбоев»

2

IV.5.
Тема: «Путешествие ковбоев»

1

V.

Снежная карусель

6

V.1.
Тема: «Путешествие»

2

V.2.
Тема: «Снежный ком»

2

V.3.
Тема: «Прогулка пса Барбоса зимиой», «В Россию»

2

VI.

Королевство волшебных движений

7

VI.1.
Тема: «На тренировку становись!»

2

VI.2.
Тема: «В здоровом теле, здоровый дух»

2

VI.3.
Тема: «Мы спортивные ребята»

2

VI.4.
Тема: «В Греции»

1

VII.

Тренировка спортсменов

8

VII.1.
Тема: «Едем на Олимпиаду»

2

VII.2.
Тема: «Акробатика с мячом»

1

VII.3.
Тема: «Звериная тренировка»

2

VII.4.
Тема: «Весна в России»

2

VII.5.
Тема: «В Америке хип – хоп»

1

VIII.

Весенняя капель

9

VIII.1.
Тема: «В Америке хип – хоп»

1

VIII.2.
Тема: «Весенняя карусель»

2

VIII.3.
Тема: «Весеннее настроение»

2

VIII.4.
Тема: «Снег и дождь не почём мы играем»

2

VIII.5.
Тема: «Солнышко лучистое»

2

IX.

Калейдоскоп движений

4

IX.1.
Тема: «Мы будущее России»

1

IX.2.
Тема: «Лихие наездники»

1

IX.3.
Тема: «Цветочки распускаются»

1

IX.4.
Тема: «Калейдоскоп движений»

1

X.

Контрольные занятия

2


Структура занятий с использованием методики фитнеса традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Раздел 1. Игровой стретчинг - это система статических растяжек. Любое движение нашего тела – это растяжка: наклоны, перегибы корпуса.
Раздел 2. Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.
Раздел 3. Физические упражнения с элементами йоги – главным
образом практика йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания. Основной аспект йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Большинство упражнений йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, людей, определённые положения предметов. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому лучше запоминаются упражнения, и их легче освоить.
Раздел 4. Этно путешествия. (Танцевальные путешествия).
Танцевальные путешествия — это увлекательный танцевальный марафон. В игровой форме дети на одном занятии знакомятся с культурой танца разных народов мира. Данный раздел разработан с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, направлен на гармоничное развитие личности ребенка, на формирование у него не только танцевальных навыков, но и общей культуры.
Основная цель таких занятий - пробуждение в детях интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, усиление эмоциональной отзывчивости, приобщение к танцевальной культуре своего народа и народов других стран, развитие образного мышления и воображения. Путешествия — это та форма занятия, которая всегда вызывает интерес у ребенка, делает урок танца ярким и динамичным».
На воображаемом корабле, самолете или паровозе дети с педагогом совершают путешествие по разным странам:
·          в Египет, где под ритмы восточных барабанов изучают пластичные движения рук, бедер, головы;
·          в Африку, где на берегу под зажигательную музыку изображают движениями папуасов и зверей, танцуют с вождем племени и собирают кокосы;
·          в США - здесь участников путешествия ждет ковбойский танец, в вихре веселой музыки «скачут на лошадках», кричат приветствия на английском языке и разучивают элементы американского кантри-танца;
·          на берегу изумрудного острова дети выполняют дыхательные расслабляющие упражнения на ковриках и комплекс упражнений на растягивание мышц ног, спины;
·          в Испании под звуки гитары изучаются элементы красивого танца в стиле фламенко;
·          в Греции дети объединяются в дружном танце «Сиртаки».
В программе танцевальные путешествия с детьми каждый раз совершаются в разные страны.
Африканский танец:
Дети 4-5 лет исполняют элементарные движения из африканского танца, подражая папуасам, имитируя движения обезьян и слонов, собирают кокосы, прыгают за бананами. Дети более старшего возраста 6-7 лет уже могут изучать более усложнённые танцевальные связки в стиле африканского танца, с добавлением элементов из танца зумба.
Восточные страны:
С детьми – дошкольниками только вращения, покачивания бедрами, позиции рук, шаг на носках. Индийские танцы изучаются только с детьми – дошкольниками.
Кантри:
Американские танцы зажигательные, веселые. В них мы отрабатываем галоп, разминаем корпус. Их можно ставить в самом начале на разминку всего тела и включение детей в занятие.
Испания:
Испанские танцы развивают чувство ритма, пластику рук, корпуса, формируют осанку. Музыка фламенко сама по себе энергичная и темпераментная, также быстро включает детей в занятие.
Но, учитывая сложность танцевальных элементов, испанские мотивы лучше давать детям от 6 лет. С детьми более младшего возраста только простые элементы – притоп, хлопки руками, повороты, кружения, шаг с носка с прямой спинкой.
В составлении календарно-тематического плана (таблица 2) применен блочно - циклический способ организации учебного материала. Цикличность выражена в последовательном и непрерывном чередовании трех этапов обучения в течение всего курса программы: 1 этап – начальный, 2 этап – коррекционный, 3 этап – закрепляющий. Каждый этап обучения составляет 4 недели. В течение этого периода занятия объединены одной сюжетной темой, что дает возможность педагогу подбирать для решения этапных задач однородный по технике выполнения двигательный материал. Все этапы обучения объединены в блоки для решения общих перспективных образовательных задач.
В задачи первого блока освоения содержания учебного курса входит
формирование уровня ощущений и управление собственным телом, которые являются основой для организации и освоения более сложных двигательных действий. В данном блоке более широко используются: - дыхательные и статические упражнения в сочетании с образными представлениями, несложные упражнения на формирование основных движений, игроритмика, сюжетные подвижные игры, релаксация, упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы. Здесь же планируется обучение детей контролю за техникой выполнения исходных положений, за качеством дифференцированного выполнения движений частями тела.
Задачи второго блока включают в себя формирование уровня владения
телом и тренировку ориентировки в пространстве. На первый план выходят: упражнения на тренировку чувства ритма и темпа музыки, умение соотносить характер движений и музыки, развитие выразительности движений рук, мимики. Шире, чем в первом блоке, используются упражнения на тренировку творческих способностей. Усложняется техника основных движений, вводятся более сложные движения, работа со снарядом (парашютом, батутом, мячом) усложняется.
Задания третьего блока направлены на формирование уверенности в
себе, развитие креативных способностей в двигательной сфере, навыков самостоятельных и коллективных действий. Чаще, чем в другие блоки включаются упражнения: - на планирование, контроль, рефлексию своих и коллективных действий, прогнозирование их последствий. Особое внимание уделяется бессюжетным играм, играм - эстафетам и соревнованиям. Даются упражнения на двигательную импровизацию под музыку, задания, связанные с самостоятельным креативным показом своих возможностей.

Структура построения учебной программы

Таблица 2

Блок

Этап

Тематика

Разделы программы

Кол. часов

I

1.

«Здравствуй, Африка!»

(октябрь)

Контрольное занятие

1

Вводные занятия по игровому стретчингу

2

Вводные занятия фитбол - гимнастике

2

Вводные занятия по йоге

2

Вводные занятия Этно путешествия

2

2.

«Магазин игрушек»

(ноябрь)

Игровой стретчинг

1

Фитбол – гимнастика

2

Йога

2

Этно путешествия

2

3.

«Приходи, сказка!»

(декабрь)

Игровой стретчинг

2

Фитбол – гимнастика

2

Йога

2

Этно путешествия

2

Этно путешествие и фитбол гимнастика

1

II

1.

«Снежная карусель»

(январь)

Игровой стретчинг

2

Фитбол – гимнастика

2

Йога, Этно путешествия

2

2.

«Королевство волшебных движений»

(февраль)

Игровой стретчинг

2

Фитбол – гимнастика

2

Йога

2

Этно путешествия

1

3.

«Тренировка спортсменов»

(март)

Игровой стретчинг

2

Фитбол – гимнастика

1

Йога

2

Этно путешествия

2

Этно путешествие и Фитбол - гимнастика

1

III

1.2.

«Весенняя капель»

(апрель)

Этно путешествия

1

Игровой стретчинг

2

Фитбол – гимнастика

2

Йога

2

Этно путешествия

2

3.

«Калейдоскоп движений»

(май)

Игровой стретчинг и Фитбол гимнастика

1

Йога и этно путешествие

1

Йога

1

Открытый показ

1

Контрольные занятия

2



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1.       Улучшение техники выполнения различных видов
основных движений, оптимально возрастным нормам;
2.       Укрепление опорно – двигательного аппарата и
предупреждение плоскостопия;
3.       Улучшение физических качеств и навыков: координации,
силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия;
4.       Улучшение психических качеств: внимания, памяти,
воображения, умственных способностей.
5.       Развитие умений, выражать эмоции и креативных
способностей в двигательной сфере.
6.       Детский фитнес призван удовлетворить потребность
каждого ребёнка в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить к здоровому образу жизни.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Место проведения образовательной деятельности: физкультурный зал. Для качественного, удобного выполнения образовательной деятельности дети одеты в физкультурную форму: белые футболки, шорты, носочки и балетки (чешки).
Для дополнительной образовательной деятельности используется
спортивный инвентарь по количеству детей:
1.       Мячи гимнастические (фитболы) d=45-55см.
2.       Коврики из поливинилхлорида.
3.       Мячи резиновые разных размеров.
4.       Гантели пластмассовые вес 0,25кг
5.       Палки гимнастические.
6.       Пластмассовые стойки для разметки.
7.       Обручи d=50см.
8.       Ленточки.
9.       Массажные мячи.
10.   Маты.
11.   Гимнастические скамейки.
12.   Гимнастическая стенка.
13.   мячиком су-джок.
14.   Мычи- прыгуны.
15.   Диски «Здоровья».
Дополнительное оснащение зала музыкальный центр.
Результативность реализации дополнительной образовательной программы «Детский фитнес» определяется в форме проведения диагностического обследования детей. Диагностическое обследование проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года). По следующему диагностическому инструментарию.
1.       Диагностическое задание «Цапля» (по данным А.Б. Лагутина) предлагается для измерения способности сохранять
равновесие, т.к. развитое чувство равновесия способствует предотвращения травм при внезапном падении, столкновении на разных поворотах, позволяет уверенно двигаться на узкой опоре и внезапно менять направление движения.
Исходное положение: стойка босиком на одной ноге на ровной и жетской поверхности, другая нога согнута в коленном суставе назад под прямым углом, руки внизу. Необходимо закрыть глаза и устоять как можно дольше на одной ноге. Оценивается время (в секундах) удержания позы с момента принятия исходного положения до момента сдвига ступни опорной ноги (или касания свободной ногой пола).

Нормативы для оценки результатов измерения способности сохранять равновесие (сек)(по данным А.Б.Лагутина)

Таблица 3

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

4

Сформировано
На стадии формирования 4
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 8
Не сформировано

5

Сформировано
На стадии формирования 9
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 12
Не сформировано

6

Сформировано
На стадии формирования 17
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 22
Низкий

7

Сформировано
На стадии формирования 33
Не сформировано
Сформировано
На стадии формирования 29
Не сформировано

2.       Диагностическое задание «Перочинный ножик»
(по данным А.Б. Лагутина) предлагается в качестве тестового задания для
измерения уровня развития активной гибкости (подвижности в суставах) позвоночника и тазобедренных суставов.
Исходное положение: сед на полужесткой опоре (без обуви), ноги врозь на ширине плеч, ноги выпрямлены. Между стопами у ребенка находится кубик (пятки ног и кубик находятся на одной черте). Ребенку необходимо наклониться вперед и отодвинуть кубик как можно дальше. Измеряется расстояние в сантиметрах) от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. Учитывается результат одной попытки.

Нормативы для оценки результатов измерения уровня развития активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов (см) (по данным А.Б.Лагутина)

Таблица 4

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

4

Сформировано 14-10

На стадии формирования 9-5

Не сформировано 4-1

Сформировано 19-14

На стадии формирования 13-7

Не сформировано 6-1

5

Сформировано 15-11

На стадии формирования 10-6

Не сформировано 5-1

Сформировано 21-15

На стадии формирования 14-8

Не сформировано 7-1

6

Сформировано

На стадии формирования 10

Не сформировано

Сформировано

На стадии формирования 9,5

Не сформировано

7

Сформировано

На стадии формирования 7

Не сформировано

Сформировано

На стадии формирования 10

Не сформировано



3.       Диагностическое задание «Ловкость»
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Для определения ловкости можно использовать «челночный» бег на 3*10 м.
Для проведения методики размечают беговую дорожку длиной 10 м. Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок должен обежать каждый кубик не задев его. Фиксируется общее время бега.

Нормативы для оценки результатов «челночного» бега 3*10 м (сек)

(по Н.А. Ноткиной, Л.И.Казьминой, Н.Н.Бойновоич, 1999 год)

Таблица 5

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

4

Сформировано 12,7 и <

На стадии формирования 12,7

Не сформировано 12,7 и >

Сформировано 12,4 и <

На стадии формирования 12,4

Не сформировано 12,4 и >

5

Сформировано 11,2-11,6

На стадии формирования 11,7-12,0

Не сформировано 12,1-12,5

Сформировано 11,4-11,8

На стадии формирования 11,0-12,2

Не сформировано 12,3-12,8

6

Сформировано 10,6-10,9

На стадии формирования 11,0-11,3

Не сформировано 11,4-11,7

Сформировано 10,8-11,1

На стадии формирования 11,2-11,5

Не сформировано 11,7-12,0

7

Сформировано 10,0-10,4

На стадии формирования 10,5-10,9

Не сформировано 11,0-11,3

Сформировано 10,2-10,6

На стадии формирования 10,7-11,1

Не сформировано 11,2-11,6



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных
учреждениях. М.: Мозаика - Синтез, 2005. -95с.
2.       Власенко Н.Э. Фитбол – гимнастика в физическом
воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 112с.
3.       Железняк Н.Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003»,2009. – 120с.
4.       Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ для
старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 112с.
5.       Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная
технология ХХI века: Пособие для исследователей и практических работников. / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2003. -158с.
6.       Иванова Т.А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой
работы для детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2015, - 192с.
7.       Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение, 1993. –
115с.
8.       Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 176с.
9.       Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников
«Танцы на мячах». Парциальная программа.- СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2016. – 160с.
10.   Студеник М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1988.- 256с.
11.   Сулим Е.В Занятия по физической культуре в детском саду. Игровой
стретчинг. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 112с.
12.   Сулим Е.В. Детский Фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2012.- 224с.
13.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа»,
1969. - 87с.
14.   Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического
комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
15.   Хабарова Т.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма».- Сыктывкар: КРИРОиПК, 2003.- 196 с.
16.   Интернет – ресурс: https://secret-terpsihor.com.ua/
Интернет – ресурс: https://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=2246247863932523543&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%81%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8&noreask=1&path=wizard&reqid=1507029882285349-1305726781119279917418176-sas1-8246-V
2020