Библиографическое описание:
Насонова А.А., Попова О.В., Усова Л.Н. Метод наглядного моделирования в обучении детей в букварный период // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде, в том числе и в обучении. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения. Поэтому главной задачей по обучению детей в школе является именно развитие речи.
Но нередко к моменту поступления в школу речь ребёнка отстаёт от возрастной нормы. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда дело касается нарушений речи, речевой аномалии, при которых у ребёнка оказываются несформированными все компоненты языковой системы. И таких детей всё больше поступает в школу.
Для успешного обучения детей в школе нужно решить ряд задач, одна из которых: развитие связной речи, то есть умения чётко, последовательно, связно излагать свои мысли. Существует ряд способов, облегчающих процесс становления связной речи, одним из которых является использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа.
Одним из средств наглядности является наглядное моделирование. Широкое изучение метод наглядного моделирования нашёл в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Б. Запорожца, Н.Н. Подъякова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Н.Г. Салминой и др. Психологами была доказана доступность метода наглядного моделирования для младших школьников. При этом учитывается его значение для усвоения знаний в различных разделах обучения.
К методу наглядного моделирования в настоящее время обращаются дефектологи, логопеды, учителя. На методе моделирования основан ряд методических пособий.
Таким образом, метод наглядного моделирования получил широкое признание в школьном образовании. Не последнее место он занимает в логопедической практике.
Педагоги и психологи подчёркивают, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей. Ведь младший школьник мыслит конкретно, наглядными образами, ему недоступно абстрактно-логическое мышление понятиями. Всемирно известный французский психолог Ж. Пиаже считал, что ребёнок только к 12 годам становится способным к абстрактному мышлению.
Память детей младшего школьного возраста ещё в основном непроизвольная и образная; смысловая, логическая память у них только возникает. Поэтому для них средства наглядности должны быть достаточно яркими, образными, не слишком сложными. Но при этом необходима определённая сдержанность в использовании наглядности.
Наглядное обучение должно строиться от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представления к мышлению.
Одним из средств наглядности является наглядное моделирование – конструирование моделей из визуальных знаков.
Символическое замещение (наглядное моделирование), по мнению В.В. Давыдова неразрывно связано с воображением.
Моделирование как основа воображения развивается на базе замещения на протяжении дошкольного и более поздних возрастов.
Условно-схематические изображения являются и средством развития памяти.
Кроме того, использование наглядного моделирования широко используется в процессе обучения, в разных его разделах. В данном случае мы имеем ввиду учебную модель.
Моделирование является важнейшим учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, а также запоминание структуры, связей и отношений этого учебного материала.
Использование схемы, модели даёт значительно лучшие результаты при обучении, так как они фиксируют существенное в чистом виде, тем самым помогают их выделению в конкретных предметах.
К методу наглядного моделирования в последние годы всё чаще обращаются учителя начальных классов. В использовании метода наглядного моделирования при этом учитывается его значение для усвоения знаний в различных разделах обучения: математике, логике, природе, ознакомлении с пространственными отношениями, развитии речи, обучении грамоте.
В 90-х годах в педагогических кругах получила широкое признание действенная система управления учением младших школьников, разработанная С.Н.Лысенковой – заслуженным учителем школы РСФСР. Её мелодика имела две движущие силы:
· Приём комментированного управления, с помощью которого каждый ребёнок включается в работу («мыслю, говорю, записываю»).
· Опорные схемы – выводы, которые рождаются на глазах детей в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Разработанные ею карточки, схемы используются и по математике, и по русскому языку; на фронтальных и индивидуальных занятиях. Работа с опорами проходит интересно, чётко (педагог задаёт вопросы по схемам, ребёнок либо отвечает с места, либо выбирает нужную схему и отвечает), разнообразно (используются разные семы), оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – показатель высокой обратной связи, доброго делового контакта на занятиях.
Обучение речи строится из следующих компонентов:
· подготовка к обучению грамоте;
· развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
· развитие словаря;
· развитие связной речи, речевого творчества;
· развитие произношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).
Во всех вышеуказанных направлениях целесообразно использовать модели, схемы, графические изображения, являющиеся предметными опорами при формировании речи. Мы подробнее становимся на первых двух этапах обучения речи.
При формировании обобщённых представлений о строении предложения используют графическое изображение его длинной чертой, начало предложения отмечается уголком, а в конце ставится точка.
При ознакомлении со словесным составом предложения также используют схемы, представляющие собой некоторое количество линий (по числу слов в анализируемом предложении).
Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счётной палочкой. Наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении пособия типа линейки с открывающимися поочерёдно в соответствии с произнесёнными словами окошками по принципу счётной линейки. Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф.А. Сохиным и Г.П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети, которые встают последовательно, соответственно составу предложения.
При ознакомлении со слоговым строением слово графически изображается в виде горизонтальной черты, разделённой небольшими вертикальными чёрточками.
Для закрепления у детей понятия о слоге используют такие приёмы как:
· моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки;
· речевая игра «Живые слоги» (по типу «Живые слова»);
· подбор слов с заданным количеством слогов по схемам;
· изменение схем слогового строения слова (превращение коротких слов в длинные и наоборот);
· намеренные ошибки педагога при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями.
Известна и широко используется разработанная Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой методика формирования навыков звукового анализа, предполагающая построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета (твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, гласные – красные), а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове.
При обучении грамоте А. Страунинг предлагает использовать моделирование маленькими человечками. Согласные можно представить в виде синих человечков, а гласные – в виде красных. В виде человечков можно представить части речи, а словосочетания и предложения – как взаимодействие человечков. Такой подход к обучению с помощью метода моделирования маленькими человечками автор А. Страунинг весьма оригинален, необычен и интересен. Опыт А. Страунинга показывает, что дети проявляют большой интерес к таким занятиям, что повышает их результативность и эффективность.
Г.А. Ванюхина, автор занимательного логопедического пособия «Речецветик», предлагает свои условные заместители, схемы, помогающие развитию всех сторон речи. Известно, что звуки слышатся и произносятся. А детям очень хочется увидеть. В пособии «Речецветик» такая возможность появляется: звуки изображаются весёлыми человечками. Шесть гласных звуков – это шесть девочек (рисунок 1. Заместители гласных звуков Г.А. Ванюхиной). Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздушной струи, красный цвет платья-квадратика соответствует обозначению гласных звуков, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции. Согласные звуки – это 4 мальчика (рисунок 2. Заместители согласных звуков Г.А. Ванюхиной). Сжатые губы – символ преграды по пути выдыхаемого воздуха; артикуляция не изображена, так как песенок у согласных нет; колокольчик – показатель звонкости; цвет костюма соответствует твёрдости (синие) или мягкости (зелёные) звука.
Рисунок 1
Рисунок 2
С помощью таких заменителей звуков, дети учатся анализировать прямые и обратные слоги, состав слов. Термин «слияние» упрощается игровым приёмом: чтобы научить мальчишек-согласных петь песенки, девочки-гласные встают за ними так, что их костюмы-квадратики соединяются (звуки вне слияния просто держатся за руки); в таком положении надо не произносить отдельные звуки, а сливать их в одну мелодию (рисунок 3. Заместители звуков в позиции слияния (а) и вне слияния (б).
Кроме того, автором предлагается сигнальная схема, помогающая дать характеристику любого звука по плану (рисунок 4. Схема для характеристики звуков). Слева направо – сравниваем, думаем, выбираем: гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий; сверху вниз – порядок характеристики (П – согласный, глухой, твёрдый).
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Итак, графические символы облегчают усвоение сложного материала по фонетике. Кроме того, они развивают у школьников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Насонова А.А., Попова О.В., Усова Л.Н. Метод наглядного моделирования в обучении детей в букварный период // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде, в том числе и в обучении. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения. Поэтому главной задачей по обучению детей в школе является именно развитие речи.
Но нередко к моменту поступления в школу речь ребёнка отстаёт от возрастной нормы. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда дело касается нарушений речи, речевой аномалии, при которых у ребёнка оказываются несформированными все компоненты языковой системы. И таких детей всё больше поступает в школу.
Для успешного обучения детей в школе нужно решить ряд задач, одна из которых: развитие связной речи, то есть умения чётко, последовательно, связно излагать свои мысли. Существует ряд способов, облегчающих процесс становления связной речи, одним из которых является использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа.
Одним из средств наглядности является наглядное моделирование. Широкое изучение метод наглядного моделирования нашёл в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Б. Запорожца, Н.Н. Подъякова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Н.Г. Салминой и др. Психологами была доказана доступность метода наглядного моделирования для младших школьников. При этом учитывается его значение для усвоения знаний в различных разделах обучения.
К методу наглядного моделирования в настоящее время обращаются дефектологи, логопеды, учителя. На методе моделирования основан ряд методических пособий.
Таким образом, метод наглядного моделирования получил широкое признание в школьном образовании. Не последнее место он занимает в логопедической практике.
Педагоги и психологи подчёркивают, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей. Ведь младший школьник мыслит конкретно, наглядными образами, ему недоступно абстрактно-логическое мышление понятиями. Всемирно известный французский психолог Ж. Пиаже считал, что ребёнок только к 12 годам становится способным к абстрактному мышлению.
Память детей младшего школьного возраста ещё в основном непроизвольная и образная; смысловая, логическая память у них только возникает. Поэтому для них средства наглядности должны быть достаточно яркими, образными, не слишком сложными. Но при этом необходима определённая сдержанность в использовании наглядности.
Наглядное обучение должно строиться от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представления к мышлению.
Одним из средств наглядности является наглядное моделирование – конструирование моделей из визуальных знаков.
Символическое замещение (наглядное моделирование), по мнению В.В. Давыдова неразрывно связано с воображением.
Моделирование как основа воображения развивается на базе замещения на протяжении дошкольного и более поздних возрастов.
Условно-схематические изображения являются и средством развития памяти.
Кроме того, использование наглядного моделирования широко используется в процессе обучения, в разных его разделах. В данном случае мы имеем ввиду учебную модель.
Моделирование является важнейшим учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, а также запоминание структуры, связей и отношений этого учебного материала.
Использование схемы, модели даёт значительно лучшие результаты при обучении, так как они фиксируют существенное в чистом виде, тем самым помогают их выделению в конкретных предметах.
К методу наглядного моделирования в последние годы всё чаще обращаются учителя начальных классов. В использовании метода наглядного моделирования при этом учитывается его значение для усвоения знаний в различных разделах обучения: математике, логике, природе, ознакомлении с пространственными отношениями, развитии речи, обучении грамоте.
В 90-х годах в педагогических кругах получила широкое признание действенная система управления учением младших школьников, разработанная С.Н.Лысенковой – заслуженным учителем школы РСФСР. Её мелодика имела две движущие силы:
· Приём комментированного управления, с помощью которого каждый ребёнок включается в работу («мыслю, говорю, записываю»).
· Опорные схемы – выводы, которые рождаются на глазах детей в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Разработанные ею карточки, схемы используются и по математике, и по русскому языку; на фронтальных и индивидуальных занятиях. Работа с опорами проходит интересно, чётко (педагог задаёт вопросы по схемам, ребёнок либо отвечает с места, либо выбирает нужную схему и отвечает), разнообразно (используются разные семы), оперативно (не тратится время на записи на доске).
Активный ответ – показатель высокой обратной связи, доброго делового контакта на занятиях.
Обучение речи строится из следующих компонентов:
· подготовка к обучению грамоте;
· развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
· развитие словаря;
· развитие связной речи, речевого творчества;
· развитие произношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).
Во всех вышеуказанных направлениях целесообразно использовать модели, схемы, графические изображения, являющиеся предметными опорами при формировании речи. Мы подробнее становимся на первых двух этапах обучения речи.
При формировании обобщённых представлений о строении предложения используют графическое изображение его длинной чертой, начало предложения отмечается уголком, а в конце ставится точка.
При ознакомлении со словесным составом предложения также используют схемы, представляющие собой некоторое количество линий (по числу слов в анализируемом предложении).
Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счётной палочкой. Наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении пособия типа линейки с открывающимися поочерёдно в соответствии с произнесёнными словами окошками по принципу счётной линейки. Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф.А. Сохиным и Г.П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети, которые встают последовательно, соответственно составу предложения.
При ознакомлении со слоговым строением слово графически изображается в виде горизонтальной черты, разделённой небольшими вертикальными чёрточками.
Для закрепления у детей понятия о слоге используют такие приёмы как:
· моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки;
· речевая игра «Живые слоги» (по типу «Живые слова»);
· подбор слов с заданным количеством слогов по схемам;
· изменение схем слогового строения слова (превращение коротких слов в длинные и наоборот);
· намеренные ошибки педагога при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями.
Известна и широко используется разработанная Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой методика формирования навыков звукового анализа, предполагающая построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета (твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные, гласные – красные), а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове.
При обучении грамоте А. Страунинг предлагает использовать моделирование маленькими человечками. Согласные можно представить в виде синих человечков, а гласные – в виде красных. В виде человечков можно представить части речи, а словосочетания и предложения – как взаимодействие человечков. Такой подход к обучению с помощью метода моделирования маленькими человечками автор А. Страунинг весьма оригинален, необычен и интересен. Опыт А. Страунинга показывает, что дети проявляют большой интерес к таким занятиям, что повышает их результативность и эффективность.
Г.А. Ванюхина, автор занимательного логопедического пособия «Речецветик», предлагает свои условные заместители, схемы, помогающие развитию всех сторон речи. Известно, что звуки слышатся и произносятся. А детям очень хочется увидеть. В пособии «Речецветик» такая возможность появляется: звуки изображаются весёлыми человечками. Шесть гласных звуков – это шесть девочек (рисунок 1. Заместители гласных звуков Г.А. Ванюхиной). Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздушной струи, красный цвет платья-квадратика соответствует обозначению гласных звуков, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции. Согласные звуки – это 4 мальчика (рисунок 2. Заместители согласных звуков Г.А. Ванюхиной). Сжатые губы – символ преграды по пути выдыхаемого воздуха; артикуляция не изображена, так как песенок у согласных нет; колокольчик – показатель звонкости; цвет костюма соответствует твёрдости (синие) или мягкости (зелёные) звука.
Рисунок 1
Рисунок 2
С помощью таких заменителей звуков, дети учатся анализировать прямые и обратные слоги, состав слов. Термин «слияние» упрощается игровым приёмом: чтобы научить мальчишек-согласных петь песенки, девочки-гласные встают за ними так, что их костюмы-квадратики соединяются (звуки вне слияния просто держатся за руки); в таком положении надо не произносить отдельные звуки, а сливать их в одну мелодию (рисунок 3. Заместители звуков в позиции слияния (а) и вне слияния (б).
Кроме того, автором предлагается сигнальная схема, помогающая дать характеристику любого звука по плану (рисунок 4. Схема для характеристики звуков). Слева направо – сравниваем, думаем, выбираем: гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий; сверху вниз – порядок характеристики (П – согласный, глухой, твёрдый).
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Итак, графические символы облегчают усвоение сложного материала по фонетике. Кроме того, они развивают у школьников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.