Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Харитонова Н. А. План-конспект занятия в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (коллективная лепка) «Мемориал «Сыны полка»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Воспитывать патриотизм, чувство сопереживания детям войны, развивать художественное творчество.
Задачи:
1. «Познавательное развитие»:
-Познакомить детей с понятиями «сын (дочь) полка», «дети войны»;
- сформировать представление о жизни детей во время Великой Отечественной войны в целом и о «сынах полка», познакомить с историей самых известных.
2. «Социально-коммуникативное развитие»:
-Развивать эмоциональную отзывчивость;
- учить сопереживать детям, жившим во время ВОВ;
- воспитывать чувство гордости за детей, чувство патриотизма;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
3. «Речевое развитие»:
-Развивать диалогическую форму речи, словарь детей (мемориал, фашисты, «сын полка», довольствие, воинское подразделение, госпиталь).
4. «Художественно-эстетическое развитие»:
-Продолжать учить лепить фигуру человека из отдельных частей, придавать фигуре выразительную позу; учить детей во время лепки фигуры человека передавать форму головы, туловища, рук, ног, пропорциональное соотношение частей; процарапывать мелкие детали; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигуру;
- закрепить знакомые способы лепки; умения детей в процессе лепке использовать приемы: скатывание, раскатывание, присоединение, примазывание, сгибание, пользоваться стекой для придания фактурности;
- формировать умение составлять из фигурок композицию.
5. «Физическое развитие»:
-Развивать двигательную активность во время динамической паузы.
Методы и приемы:
-практические: композиционная лепка;
-наглядные: рассматривание;
-словесные: рассказ воспитателя, беседа.
Материалы и оборудование: Презентация к занятию, ноутбук, проектор, глина, доски для лепки, стеки, салфетки, магнитофон, записи песен военных лет.
Формы организации совместной деятельности
Коммуникативная: - Ситуационная беседа «75 лет Победы». Цель: сформировать у детей представление о 75 годовщине празднования победы в ВОВ, традициях празднования Дня Победы.
- Беседа «Этапы лепки». Цель: сформировать представление о последовательности лепки фигуры человека.
Познавательная: - Рассказ воспитателя «Мемориалы и памятники участникам Великой Отечественной войны». Цель: познакомить детей с понятием «мемориал», показать мемориалы и памятники участникам ВОВ в Сызрани и Самаре, «Ржевский Мемориал», памятники детям войны.
- Рассказ воспитателя «Сыны полка». Цель: сформировать понятие, кто такие сыны полка, познакомить с наиболее известными сынами полка, чем они прославились.
Двигательная: - Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!» Цель: закрепление умения правильно повторять движение за воспитателем, развитие активности и самостоятельности.
Изобразительная: - Лепка «Сын полка». Цель: вылепить фигурки «сыновей полка» в характерных позах, сформировать из них композицию для мемориала.
Игровая: - Сюрпризный момент «Вручение медалей «Лучший скульптор». Цель: создание положительного эмоционального фона у детей.
Логика образовательной деятельности.
1.                                                                                                                       Воспитатель здоровается.
Проводится беседа с детьми «75 лет Победы»:
- Ребята все вы знаете праздник «День Победы» [3](слайд 2).
- Расскажите, пожалуйста, как празднуется этот праздник, кого мы чествуем в этот день?
- Правильно в этот день проходят праздничные военные парады, поздравляют участников ВОВ, вечером гремят салюты (слайды 3, 4 и 5). Этот год является юбилейным, т.к. празднуется 75 годовщина со дня победы над фашистскими войсками.
- А кто из вас знает, почему «это праздник со слезами на глазах»?
- Действительно, эта война унесла жизни миллионов людей, коснулась практически каждой семьи.
- И чтобы потомки, т.е. мы с вами никогда не забывали погибших в это страшное время людей, чтили память о них, в каждом городе и селе есть памятники, обелиски и мемориалы, к которым люди приносят цветы.
- Вот о них и хотелось бы мне рассказать вам.
2. Рассказ воспитателя «Мемориалы и памятники участникам Великой Отечественной войны».
- В каждом городе и практически в каждом селе стоят памятники, обелиски, мемориалы погибшим во время Великой Отечественной войны, для того, чтобы потомки помнили, какую великую цену заплатили наши деды и прадеды за победу над фашистами и могли почтить их память.
- Мне хотелось показать вам некоторые из них. Вот, например, памятник погибшим в Великой Отечественной войне и вечный огонь в нашем городе Сызрань (слайд 6).
- А это вечный огонь и барельеф «Скорбящей Матери-Родине» на могиле Неизвестного Солдата в Самаре (слайд 7).
- Это скульптура «Родина-Мать зовет» и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде (слайд 8 и 9).
- В этом юбилейном году памяти и Славы планируется открыть «Мемориал Советскому Солдату» в городе Ржев (слайд 10).
3. Рассказ воспитателя «Сыны полка».
- Но в Великой Отечественной войне приходилось принимать участие, не только солдатам. Женщины и дети, заменили мужчин, ушедших на войну, в полях и у станков на заводах. Многие дети были разведчиками. А некоторые были «сыновьями (дочерьми) полка».
- Во время войны солдаты подбирали детей-сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек; дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их. Этих детей ставили на довольствие-«сын полка» получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.
- Например, «Сын полка» Володя Тарновский, который оставил свой автограф на стене Рейхстага, ему было 15 лет (слайд 11). А самым юным был Сережа Алешков, ему было всего 6 лет (слайд 12). В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался, как мог, помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту.
- Но таких детей было очень много, они выступали перед солдатами после боя и в госпиталях перед ранеными для поднятия боевого духа.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несколько движений вместе со мной.
4. Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!»
Воспитатель проговаривает текст и показывает движения.
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
5. Лепка «Сын (дочь) полка»
- Хочу предложить, чтобы каждый из вас слепил фигурку ребенка, в характерной для того или иного действия позе, например, поет, танцует, передает письмо, подает пули или снаряды.
6. Коллективная работа «Мемориал «Сыны полка».
- А когда фигурки будут готовы, мы сформируем из них на платформе наш мемориал.
- Вот такой замечательный мемориал у нас получился. Теперь и в нашем детском саду есть свой мемориал, около которого мы можем почтить память всех участников того страшного времени.
7. Рефлексия.
- Ребята мне хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем занятии, что вам понравилось или не понравилось.
8. Сюрпризный момент.
- Вы сегодня очень хорошо потрудились и создали замечательный мемориал. В конце нашего занятия я хочу вам вручить медали «Лучший скульптор».

Библиографический список

1. Антонов С.Н. Юные герои Великой Отечественной войны и их подвиги. [Электронный ресурс]: URL: https://rusplt.ru/society/yunyie-geroi-velikoy-otechestvennoy-voynyi-i-ih-podvigi-17992.html (дата обращения: 20.07.2015).
2. Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2015.
3. Ссылка на презентацию https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2020/11/20/prezentatsiya-k-planu-konspektu-zanyatiya-v
2020