Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться.
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. Однако от психологического комфорта зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряжённость и нервозы. Учителя первых классов большое внимание уделяют адаптации детей к школе. Успешной адаптации детей помогают рекомендации, которые даёт психолог учителям и родителям на родительском собрании, после определения школьной зрелости. И особое внимание уделяется тем детям, у которых процесс адаптации ещё не завершился.
Нужно стараться не допускать у детей комплексов, неуверенности в себе. При работе с неуверенными в себе учащимися не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, формировать уверенность в своих силах, осторожно оценивать неудачи этих учеников. Стараться чаще использовать слова: «Я уверена, что у тебя получится», «Я помогу, и ты обязательно сделаешь». В классе не должно быть деления на «хороших» и « плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха формирует у детей веру в себя, учит преодолевать трудности. Например, на уроках письма в первом классе учащиеся начинают писать карандашом, не боясь допустить ошибку. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Инструментом оценки успешности учащихся может быть слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. На уроках можно использовать «шкалу успешности». Она приучает учащихся не бояться признаться, что материал не понят. Этот материал разбирают ещё раз с учителем или учеником, хорошо понявшим эту тему.
Оценку успеваемости учащиеся младших классах воспринимают как оценку своей личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой человек. В первом классе отсутствуют отметки. Оценивая работу учеников со второго класса, учителя не просто ставят отметку, а дают соответствующие пояснения, высказывают свои положительные ожидания, стараются создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Критика ребёнка в присутствии других людей воспринимается как проявление враждебности, а если эти же замечания сделать в конфиденциальном общении, то они понимаются ребёнком как искреннее желание помочь.
Детей нужно учить оценивать свою работу объективно. Урок необходимо заканчивать рефлексией. Совместно с учащимися обсудить, что получилось и что не получилось, определить их настроение. С этой целью я использую веер настроения. В прописях и в тетрадях предлагаю дополнить схему человечка, дорисовывая её, учащиеся в начале года передают своё настроение, а позднее – оценивают свою работу: доволен работой или нет.
На уроках для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, учитель следит за сменой видов деятельности, проводит физкультурные паузы и упражнения для глаз. Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Можно проводить зарядку под музыку не только во время уроков, но и в начале учебного дня.
Созданию у учащихся положительного эмоционального состояния и высокой активности в учебном процессе способствует использование игры. Это может быть объяснение нового материала в игровой форме, включения в урок шутки, прибаутки, момента удивления, использование юмористических заданий.
Учителя учитывают уровень развития учащихся. Учитель выделяет группу слабоуспевающих и проводит с ними работу: специально подбирает дополнительные задания, спрашивает на уроке в более медленном темпе, организует самостоятельную работу во время урока с индивидуальными карточками-заданиями.
Учителя используют индивидуальный подход, согласно которому в работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика. Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова рекомендуют соблюдать некоторые правила. По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; по возможности спрашивать их в начале учебного дня; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал;
путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; осторожно оценивать неудачи этих учеников; стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются и т.д.
Тактика учителя по отношению к детям с сильной нервной системой. Им необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученикам непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на этих учеников особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности и т.д.
При работе с инертными учениками: не требовать от них немедленного включения в деятельность; помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями; не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; не спрашивать в начале урока; в момент выполнения заданий не надо их отвлекать и т.д.
Подвижным детям надо помочь научиться регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Полезно специально обучать таких учащихся умению быть сдержанными, выслушивать да конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать.
На психологический комфорт на уроке оказывает влияние стиль общения учителя с детьми. Демократический стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, учит сотрудничеству.
Создавая психологический комфорт на уроке учителя начальных классов, во-первых, стараются снять все стрессообразующие факторы учебного процесса, во-вторых, создают на уроке раскованную, стимулирующую творческую активность школьника атмосферу, в-третьих, стараются опираться на внутренние мотивы обучающихся.
Библиографический список
1. Акимова М.К., Козлова «Природные особенности ребёнка и трудности учения» В.Т.Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. - М, 1991. -Ч. III.-С. 203-211.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2007. – 304с.
3.