Информационные технологии в современном образовательном процессе

Чудинова Е.В. О дистанционных конкурсах замолвите слово

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


(из опыта работы учителя английского языка Чудиновой Елены Владиленовны)

В самом начале оговорюсь сразу, что автор не претендует на истину в последней инстанции и не будет говорить о тех дистанционных конкурсах и олимпиадах, которые «приносят» учащимся и учителям рейтинг и добавочные баллы в портфолио.
Переход от авторитарного образования к личностно-ориентированному в России начался в 2009 году – с момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования России. Академик Российской академии образования Э.Д. Днепров особо подчеркивал кардинальные изменения новой общеобразовательной политики, в основу которой заложена личностно-ориентированная и деятельностно-развивающая педагогика.
Сегодня осуществляется непрерывных поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы, решающих целый спектр задач по развитию детей, являются предметные олимпиады и конкурсы.
Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». Предметные олимпиады – это состязание учащихся, в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.
Как правило, в олимпиадах (особенно в ВОШ) участвуют учащиеся «звездочки», на которых «ставит» учитель и учебное заведение. И это понятно, ведь количество учащихся регламентировано и от их результата зависит рейтинг школы. А что делать «не звездочкам», а твердым хорошистам и даже троечникам, которые хотят попробовать себя? Ведь известно, что участие в олимпиаде — это мощный мотивационный стимул для изучения предмета, своеобразный «кредит доверия» от учителя, возможность оценить свой уровень и установить для себя цель для продвижения вперед. И тогда на помощь учителю и ученику приходят дистанционные конкурсы и олимпиады, которые несмотря на то, что последнее время их не ругает только ленивый, имеют ряд замечательных преимуществ.
Во-первых, компьютерные технологии все активнее вливаются в нашу жизнь. Они используются в различных сферах человеческой жизни, в том числе при проведении конкурсов и других подобных мероприятий. Это очень удобно, ведь не нужно привозить ребят в определенный место и организовывать подобную поездку, отвечая за их жизнь и здоровье.
Во-вторых, стоит отметить, что роль телекоммуникаций в дистанционном образовании велика, поскольку они содействуют объединению в общем образовательном пространстве людей, живущих в разных уголках.
В-третьих, дистанционные предметные олимпиады и конкурсы позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине.
В-четвертых, данная форма дистанционного образования детей позволяет выявлять и развивать у учащихся творческие способности и интерес к научной деятельности, пропагандировать научные знания.
В-пятых, интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность повышают интерес ребенка к предмету и учебе в целом и конкурсу в частности.
В-шестых, сам того не замечая, ученик не только выполняет задания, но и развивает качества, необходимые в современном мире – умение работать с информацией, оценивать её достоверность, анализировать и делать выводы.
Далее, участник получает возможность оценить себя и свои силы, соревнуясь с сотнями детей как внутри страны, так и за ее пределами.
И наконец, данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе.
Но, большинство из предлагаемых олимпиад платные. И хоть плата за участие иногда чисто символическая, это создает некоторые неудобства для учителя, которому надо не только оформить заявку, но и собрать деньги (педагоги, которые этим занимались, меня поймут), но и произвести платеж.
Учитывая все вышеизложенное, нами было принято решение об организации своих дистанционных чемпионатов, участие в которых будет абсолютно бесплатным, Главная цель – повышение мотивации к изучению предмета английский язык. Участие (победа или проигрыш) никак не повлияют на аттестацию педагогов, т.к. являются неофициальными, но прекрасно поддерживают все преимущества дистанционных олимпиад и помогают понять учителю на каком уровне находятся учащиеся (так сказать своеобразный контроль).


Рис2


Рис1

Уже несколько лет учитель английского языка МБОУ «Гимназии № 9» города Усолье-Сибирское Иркутской области Черных Марина Анатольевна проводит дистанционный чемпионат «Drive» для учащихся 8-9 классов по разным разделам английского языка и «Kids’ Drive» по аудированию для учащихся 4-5 классов. Чемпионаты уже давно переросли рамки городского и стали межмуниципальными, а последние три года в них принимают участие учащиеся Санкт-Петербурга. Участие в чемпионате – отличная возможность проявить себя. А для 4-5 классов это еще и дополнительная «тренировка» (так сказать «проба пера» для дальнейшего участия в предметных олимпиадах более высокой ступени). Вся информация о чемпионатах размещена на странице Городского лингвистического центра http://g9-usolie.ru/uchashchimsya/gorodskoy_lingvisticheskiy_centr/
Мы очень благодарны Марине Анатольевне за идею и труд еще и потому, что знаем, что для учащихся 5-6 классов мало официальных очных конкурсов и олимпиад. И возникает вопрос – где «тренировать юниоров»? Где они могут получить соревновательный опыт?

Рис3

В 2016 году учителя М.А.Черных (г. Усолье-Сибирское), И.В.Пушкарёва (г. Иркутск) и Е.В.Чудинова (г. Ангарск) объединились и создали дистанционный командный конкурс CHAIN BATTLE для учащихся 7-8 классов. Учащиеся в дистанционном режиме выполняли задания по аудированию и письменной речи. При поддержке учителей своих школ из трех городов Иркутской области организаторы сумели провести турнир. За несколько дней до начала конкурса каждый участник получил на электронную почту информационное письмо, сообщающее о времени начала данного конкурса и порядке его проведения. В назначенный день каждый ученик мог скачать с сайта своей школы задания для выполнения. В течение двух дней эти задания выполнялись и отсылались экспертам из другого учебного заведения. Баллы, полученные каждым участником, суммировались и по итоговому количеству баллов была определена команда победитель. Повторюсь, поскольку итоги никак не влияли на получение дополнительных баллов для учителя, то влияние учителей на выполнение работы было минимальным (только организационно- контролирующее). Итак, первое место заняла команда из города Усолье-Сибирское. А для себя, несмотря на большой объем работы по разработке заданий и их проверке, мы получили следующие положительные результаты:
- повышение мотивации к изучению предмета;
- еще одну, нетрадиционную на сей раз, возможность совершенствования навыков аудирования и письменной речи у учащихся;
- возможность еще раз поработать над сформированностью метапредметных УУД;
- учащиеся получили понимание, что английский язык это не только предмет в школьной программе, но он может служить инструментом для решения возникающих учебных (а в будущем надеемся, что не только учебных) задач;
- учителя создали условия для воспитания у учащихся чувства ответственности за выполнение общего дела (когда общий результат команды зависит от индивидуального вклада каждого);
- учащиеся еще упомянули в рефлексии чувство гордости за свой полученный результат («…сумел справиться с трудностями; не подвел команду; увидел, что уже много знаю и умею, но есть над чем работать…») и за школу в целом.
Мы узнали, что некоторым учащимся помогали родители, но только с решением технической стороны вопроса (скачать задания с сайта, оформить лист ответов). Данный факт мы считаем также немаловажным плюсом в проведении нашего CHAIN BATTLE.
В заключении мы утверждаем, что не надо бояться дистанционных конкурсов, следует привлекать к участию в них большее количество учащихся. В конце концов, да, подобная работа не оплачивается педагогу и не идет ему в официальный зачет. Но, именно в этом конкретном случае, мы работаем на опережение, и в итоге, для самих себя. На свой статус, для статуса своей школы, и, конечно, для своих учеников.
Использованные источники информации:
1)       http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/olympshool/why/
2)       https://multiurok.ru/files/opyt-uchastiia-v-distantsionnykh-olimpiadakh.html
3)       https://nic-snail.ru/o-tsentre/poleznye-stati-dlya-uchastnikov/zachem-uchastvovat
2018