НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горощенко О. В., Федорова Е. Г., Фролкина Л. П. Воспитание грамотного читателя

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает,
как будто неизвестно откуда взявшееся
плохое»
В.А. Сухомлинский
Прогрессивные технологии предполагают становление человека с новым видением мира. Такая личность владеет конструктивным подходом, аналитическим взглядом, нестандартным мышлением, творческим воображением. Чтение зарождает эти качества у детей с дошкольного возраста, так как детская литература универсальна по воздействию на внутренний мир ребенка. Слушание художественного произведения заставляет малыша представить образ, построить композицию фантазийного сюжета, что развивает творческий потенциал, умение инициировать и презентовать свое видение.
Первая встреча с печатным изданием происходит в семье, где родители становятся проводниками этого события в жизни маленького человека. Начитанность вырабатывается у детей постепенно, еще до умения читать, а любовь к чтению проявляется как естественная необходимость. Увлеченность литературой, желание обдумать произведение и любовь к печатному слову берут начало в моменты общения с книгой через взрослых. К сожалению, они не в полной мере осознают значимость мероприятия и не примеряют роль наставника в этом вопросе. Насколько родители проявляют желание воспитать грамотного читателя, можно судить по результатам анкет: «Домашняя библиотека», «Чтение ребенку дома», «Беседы о прочитанном». Анализ опросных листов выявил отсутствие систематической работы и ряд проблем по домашнему чтению.
Для изменения ситуации в благоприятную сторону педагог становится куратором семьи, корректируя ее действия:
●        поддерживает и направляет на грамотное привлечение ребенка к книге;
●        раскрывает идею определяющей функции родителей в становлении будущего читателя;
●        помогает взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и умению анализировать произведение.
В помощь семье организуются круглые столы и проводятся всеобучи по теме «Ребенок и книга», для активизации семей проводятся конкурсы «Самая читающая семья», «Наши любимые книги», акции «Один день без гаджетов», «Читающий родитель – читающий ребенок», викторины «Расту вместе с книгой», «Мир сказок», «День смеха», ретро-презентации «Книги нашего детства», «Бабушкина библиотека». В Уголке для родителей (в приемной) размещаются информационные материалы:
●        памятки («Как организовать домашнее чтение?», «Обсуждаем и анализируем прочитанное», «Правильно читаем прозу/поэзию»);
●        буклеты («Что такое буккроссинг?», «Чтение с увлечением»);
●        рекомендации («Что почитать?», «Как воспитать грамотного читателя?», «Как работать с книгой?», «Читаем каждый день»);
●        папки-передвижки («Воспитание через чтение», «Первый раз в библиотеке»).
Взаимодействие субъектов читательского процесса (педагог – ребенок – родители) предполагает достижение положительных результатов в случае комплексного использования педагогических подходов к работе с семьей: семейного чтения, обучения технологии продуктивного чтения и движения буккросинга.

Семейное чтение

Семья является главным социальным институтом по развитию чтения. И это не случайно - ребенок дошкольного возраста стремится к эмоциональной близости с родителями. Он испытывает удовлетворение от впечатлений, которые получает не только при слушании произведений, но и от звучания родного голоса матери или отца. Совместное чтение ненавязчиво воздействует на детей, сближает семью, обогащает духовное взаимопонимание, предполагает единение интересов и зарождение доверительного общения. В процессе работы с книгой ребенок внимательно слушает взрослого, прогнозирует события, сопоставляет свой опыт с действиями героев, преодолевает трудности и радуется успехам вместе с персонажами. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи, возможности получить разъяснения на свои вопросы, вести жизненно важный разговор об идеях, заложенных в книге. Это помогает ребенку избавиться от реальных переживаний и страхов, формирует умение давать объективную оценку событиям. Например, рассказ Н. Носова «Огурцы», вызывает у детей осуждение поступков героев, нежелание быть похожими на них, уверенность в необходимости признавать и исправлять свои ошибки.
Заинтересовать детей восприятием художественной литературы помогает правильная организация работы с книгой:
●        создание детской домашней библиотеки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, отдавая предпочтение качественно оформленным изданиям (размер книги удобный для использования ребенком; крепкий переплет с хорошо прошитыми страницами; достаточно плотная бумага; стойкая краска; выразительные иллюстрации, соответствующие тексту);
●        чтение «с продолжением» (чтение объемных произведений в течение длительного времени побуждает удерживать в памяти ребенка содержание прочитанного и желание услышать дальнейшее развитие сюжета - А. Волков «Волшебник Изумрудного города» - ожидание новых встреч с героями для ответа на вопрос – поможет ли Гудвин осуществить их заветные желания?);
●        активное общение с книгой (при необходимости разъяснять события сюжета – Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - предполагает пояснения по ходу чтения историзмов и архаизмов, встречающихся в тексте);
●        повторное или многократное чтение (особенность детского восприятия - получать удовольствие от заново переживаемых событий сказки или стихотворения, что значительно развивает память – К. Чуковский «Телефон» - многоразовое прочтение позволяет заучивать текст, благодаря ритму строк);
●        организация собственной рукописной книжки-самоделки (продукт фантазии ребенка, развивает творчество, знакомит с процессом создания книги и профессиями людей, занимающихся этим видом деятельности);
●        издание литературного вестника (содержит детские рисунки с описанием, совместные произведения взрослых и детей, собственные иллюстрации к понравившимся литературным произведениям, портреты писателей).
●        оформление отчетов о прочитанной книге (фото ребенка с понравившейся книгой, видеоматериалы по инсценировке произведений дома);
●        ежемесячные отзывы о понравившихся произведениях размещаются на «Книжном древе» в группе ДОУ (указывается автор, название книги, главные герои, чем книга понравилась – информация записывается на листиках дерева (каждый раз новой формы) родителями со слов ребенка);
Семейное чтение создает теплую домашнюю атмосферу, благодатную почву для развития личности ребенка, способно привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь. Популяризация традиций семейного чтения привела родителей к осознанию ценности детского слушания художественных произведений как интеллектуального ресурса в развитии личности, как залога жизненного успеха.

Технология продуктивного чтения

Продуктивное чтение обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, развивает активную читательскую позицию.
Технология предусматривает три этапа работы с текстом.

Первый этап – до чтения.

Задача – заинтересовать ребенка и вызвать у него желание, мотивацию к слушанию произведения. Данный этап включает в себя:
●        сообщение названия и автора произведения, небольшой рассказ об авторе, его книгах, прочитанных ранее;
●        рассматривание обложки, иллюстраций;
●        отгадывание загадки связанной с содержанием;
●        предварительно разобрать непонятные слова и речевые обороты;
●        предложить предугадать содержание;
Например, перед прочтением книги В. Катаева «Цветик–семицветик» нарисовать с детьми сказочный цветок, пофантазировать о волшебных свойствах лепестков, придумать заклинание и озвучить желания.

Второй этап – во время чтения.

Задача - полное восприятие содержания посредством выразительного художественного прочтения. Даже отличная книжка не вызовет у ребенка эмоционального реагирования, если родитель не вложил в свое чтение живого интереса к книге. Для развития культуры чтения и восприятия ребенком смысловой нагрузки требуется создать эмоциональную окраску подачи текста:
●        используя интонационную выразительность речи (с различной громкостью, ритмом, темпом, мелодикой, вживаясь в текст и передавая свои чувства и эмоции героев - В. Сутеев «Под грибом» - озвучивать характерные особенности персонажей, изображать разные голоса, изменяя тембр речи, выделяя логические и фразовые ударения);
●        в режиме медленного чтения (с возможными остановками для комментариев, для уточнения эмоций, провоцируя детей представить: что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эпизод – Л. Толстой «Прыжок» - дети эмоционально воспринимают обезьяньи проделки, ожидают развязки сюжета, выдвигают свои версии исхода событий).

Третий этап – после чтения.

Задача - полное погружение в смысл текста, используя всестороннюю проработку содержания, включая анализ языкового материала. По словам К. Д. Ушинского «Читать – это еще ничего не значит, как понимать прочитанное – вот в чем главное». Осмысление прочитанного направлено на углубленное понимание текста, с использованием педагогических приемов:
●        беседа (ребенок получает возможность высказывать свое мнение, что способствует пониманию своей значимости как личности; делает важные выводы, которые помогут выстроить правильную модель поведения и применять ее в жизни: как поддерживать дружеские отношения, ставить перед собой цели и достигать их – В. Осеева «Волшебное слово» - ненавязчиво предлагает разрешение конфликтных ситуаций);
●        словесное рисование (устное описание, картины природы, обстановки, в которой происходит действие, внешнего вида персонажа – В. Драгунский «Друг детства» – составление рассказа-описания о медведе);
●        театрализованная игра (драматизация с использованием комплекса средств вербальной и невербальной выразительности);
●        сюжетно-ролевая игра («Книжный магазин», «Библиотека», «Переплетная мастерская»);
●        продуктивная творческая деятельность (создание образов в лепке и рисовании по мотивам книг «Мой любимый герой», «Мы – иллюстраторы»).
В художественном произведении главное – эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. Если человек, растет на хороших книгах, он с детства впитывает интерес к качественной, по-настоящему ценной, литературе.

Движение буккроссинга

Помогает семьям обмениваться художественной литературой и приобщать детей к бережному обращению с книгой. Движение основано на принципе «Прочитал – отдай другому». Для реализации буккроссинга в приемной группы устанавливается книжная полка. Она заполняется детскими книгами, которые родители приносят в детский сад, после прочтения, чтобы дать возможность прочитать их другим детям и взрослым. Каждый родитель группы может взять любую книгу, прочитать и вернуть ее обратно.
Когда родители активно принимают к выполнению рекомендации педагогов и на практике осознают положительное влияние семейного чтения, вкупе с продуктивным чтением и, при необходимости, использованием буккроссинга, то могут объективно оценить и принять к действию высказывание С. Я. Маршака, что основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя.
Ежедневное чтение вслух пополняет литературный багаж, воспитывает в ребенке почтение и правильное обращение к книге, формирует умение анализировать текст на доступном уровне и вести беседы о прочитанном и вырабатывает потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. М.: РОСМЭН, 2004
2. Гурович Л. М. Ребенок и книга. М.: Детство-Пресс, 2004
3. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. М.: Чистые пруды, 2007.
4. Кашкаров А. П. Как приохотить ребенка к чтению: нестандартные методики. Ростов-на Дону: Феникс, 2014
5. Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтение. СПб.: РНБ, 2000.

2021