Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Семейное чтение
Семья является главным социальным институтом по развитию чтения. И это не случайно - ребенок дошкольного возраста стремится к эмоциональной близости с родителями. Он испытывает удовлетворение от впечатлений, которые получает не только при слушании произведений, но и от звучания родного голоса матери или отца. Совместное чтение ненавязчиво воздействует на детей, сближает семью, обогащает духовное взаимопонимание, предполагает единение интересов и зарождение доверительного общения. В процессе работы с книгой ребенок внимательно слушает взрослого, прогнозирует события, сопоставляет свой опыт с действиями героев, преодолевает трудности и радуется успехам вместе с персонажами. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи, возможности получить разъяснения на свои вопросы, вести жизненно важный разговор об идеях, заложенных в книге. Это помогает ребенку избавиться от реальных переживаний и страхов, формирует умение давать объективную оценку событиям. Например, рассказ Н. Носова «Огурцы», вызывает у детей осуждение поступков героев, нежелание быть похожими на них, уверенность в необходимости признавать и исправлять свои ошибки.Технология продуктивного чтения
Продуктивное чтение обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, развивает активную читательскую позицию.Первый этап – до чтения.
Задача – заинтересовать ребенка и вызвать у него желание, мотивацию к слушанию произведения. Данный этап включает в себя:Второй этап – во время чтения.
Задача - полное восприятие содержания посредством выразительного художественного прочтения. Даже отличная книжка не вызовет у ребенка эмоционального реагирования, если родитель не вложил в свое чтение живого интереса к книге. Для развития культуры чтения и восприятия ребенком смысловой нагрузки требуется создать эмоциональную окраску подачи текста:Третий этап – после чтения.
Задача - полное погружение в смысл текста, используя всестороннюю проработку содержания, включая анализ языкового материала. По словам К. Д. Ушинского «Читать – это еще ничего не значит, как понимать прочитанное – вот в чем главное». Осмысление прочитанного направлено на углубленное понимание текста, с использованием педагогических приемов:Движение буккроссинга
Помогает семьям обмениваться художественной литературой и приобщать детей к бережному обращению с книгой. Движение основано на принципе «Прочитал – отдай другому». Для реализации буккроссинга в приемной группы устанавливается книжная полка. Она заполняется детскими книгами, которые родители приносят в детский сад, после прочтения, чтобы дать возможность прочитать их другим детям и взрослым. Каждый родитель группы может взять любую книгу, прочитать и вернуть ее обратно.Библиографический список
1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. М.: РОСМЭН, 2004