Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Бикимова Н.В. Формирование у дошкольников интереса к спорту в детском саду

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию статью об актуальной проблеме сохранения здоровья и воспитания привычки к здоровому образу жизни, в которой хотелось бы затронуть вопрос о необходимости формирования у дошкольников интереса, как к физической культуре, так и к спорту в целом.
Интересы представляют собой положительно окрашенное стремление человека к познанию чего-то.
Причём удовлетворение интереса, в отличие от любопытства, не приводит к его исчезновению, а наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним.
Интерес стимулирует волевое усилие человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность.
Положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает интерес к физическим упражнениям.
Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятий.
Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей, они порой забывают о времени.
Но каковы же факторы, способствующие формированию интересов детей к занятиям физическими упражнениями и спорту?
Мощным фактором в формировании интересов детей к занятиям физкультуры и спорту является семейное воспитание: атмосфера и стиль жизни семьи, её уклад.
Интересы и привычки родителей, их поведение и взаимоотношение оказывают непосредственное влияние на ребенка.
Сила воздействия примера родителей зависит от их авторитета. Родители должны знать и учитывать особенности и физического и психического развития детских интересов.
Но, к сожалению, многие современные родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации совместной и самостоятельной двигательной деятельности своих детей. Находясь дома, дети дошкольного возраста часто проводят время так же, как их родители - сидя за телевизором и компьютером. Они не проявляют интереса к двигательной активности и самостоятельности. Те двигательные умения и навыки, которыми они владеют, не используются естественным образом детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.
Это подтверждается проведенным в нашем дошкольном учреждении анкетированием среди родителей старших и подготовительных групп в начале учебного года.
Ответы родителей на вопросы анкеты показали, что у детей низкий уровень интереса к спортивным и подвижным играм
- 91% детей играют дома в основном в компьютерные игры.
- 24% семей дома имеется необходимый спортивный инвентарь для двигательной активности: мячи, скакалки, лыжи, велосипеды, спортивные уголки.
- 76% семей он и вовсе отсутствует.
Только 10% родителей посещают бассейн, тренажерный зал, спортивные секции.
Физические показатели развития своего ребенка знают лишь 47% из анкетируемых.
Практически 80% родителей испытывают затруднения в организации двигательной активности детей дома и во время прогулки, надеются на помощь детского сада.
Поэтому одной из задач дошкольного учреждения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является создание «условий для поддержки родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья» через «непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей».
На первый план выходит педагогическое просвещение родителей в области физической культуры.
Наиболее актуальными вопросами такого просвещения остаются утренняя гимнастика, семейные походы…
Особенно важно отношение родителей к занятиям физической культуры и спорту.
Если кто-то из родителей имеют специальную подготовку в области физической культуры и спорта, то их так же следует привлекать к работе по пропаганде физического воспитания родителей и детей.
Большое значение имеют привлечение родителей к участию в спортивных праздниках детского сада. Примерами таких мероприятий в детском саду могут быть: «Дни здоровья», спортивные тематические праздники с родителями; спортивные праздники между группами; участие семей воспитанников в районном (городском) конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья»; обучение родителей методам диагностики физического развития детей при подготовке к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» - 1 ступень.
Стоит отметить, что главные задачи участия, как детей, так и родителей в различных мероприятиях подобного рода - это развитие интереса к спортивным играм-соревнованиям, развитие ловкости, быстроты, умение играть в команде, вырабатывание здорового духа соперничества, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
Используя различные формы работы с родителями, мы убедились в том, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарной подаче.
Чтобы дети полюбили физическую культуру, занятия должны быть эмоциональными, динамичными, содержать в себе игровые и соревновательные элементы. Воспитание устойчивого интереса к занятиям спорта способствуют не шаблонное проведение занятий, а использование таких методических приемов, которые позволяют детям проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
Игровая форма проведения занятий является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, неожиданные моменты. Важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными. При подборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определять посильные для него задания.
Кроме этого, есть возможность проводить упражнение с элементами соревнования, которые требуют, не только точно, но и быстро выполнять движения. В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечивать сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности, самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.
Что бы выяснить детские мотивы, влияющие на развитие их интереса к физкультуре и спорту, мы провели анкетирование среди старших дошкольников нашего детского сада.
Анализируя полученные результаты, можно выделить следующие стороны проявления интереса дошкольников к занятиям физической культуры: мальчики хотят стать сильными и ловкими, а девочки красивыми, стройными.
Старшие дошкольники понимают, что в первую очередь, занимаясь физической культурой, можно укрепить здоровье, стать сильными и умелыми.
Понимание и осмысление этих ценностей на физкультурных занятиях идут через игры детей. Игры детей очень разнообразны. В них ярко проявляется дух соревнования и важна роль, которую исполняет ребенок.
Физкультурно-познавательные мероприятия – одна из наиболее ярких и запоминающихся форм приобщения детей к здоровому образу жизни и физической культуре.
В нашей работе мы используем мероприятия разной направленности для развития спортивного интереса, интеллекта; КВН, брейн-ринги, викторины, праздники, развлечения, выставки, встречи – «Спортивная династия», «Выдающие спортсмены России, Кузбасса», «История спорта», познавательные занятия о спорте, о комплексе ГТО, истории Олимпиады; просматривание спортивных журналов и знакомство с разными видами спорта; знакомство со спортсменами Кемеровской области; тематические беседы с использованием мультимедийных презентаций, викторины, участие во Всероссийском конкурсе по Олимпиаде; экскурсии на спортивную площадку и на стадион. Так дети знакомятся с новой информацией и могут применить полученные знания на практике.
В ходе работы разработано пособие «Развитие интереса к спорту». В пособии включены тематический план мероприятий, сценарий праздников, развлечений, рассказы, легенды и конспекты ОД развития интереса к спорту. А также сборник художественных произведений, где представлены рассказы, стихи, загадки, пословицы о спорте, спортсменах. Подобные мероприятия нам помогают развивать в детях не только познавательный интерес, но и память, внимание, мышление, чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении заданий, конкурсов, учить понимать значение пословиц и поговорок о здоровье, спорте, воспитывать желание заботиться о своем здоровье и стремиться вести здоровый образ жизни.
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятиям спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области.
В конце учебного года после проведения всех запланированных мероприятий так же проводится повторное анкетирование родителей для того, чтобы определить, повысился ли у детей интерес к двигательной активности к физической культуре и спорту.
По результатам анкетирования мы выяснили, что дети стали больше и с удовольствием играть в подвижные и спортивные игры, родители заинтересовались тем, как создать условия для занятий физической культурой дома. Результаты проведенной работы показали, что повышения эффективности решения задачи формирования интереса дошкольников к спорту можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия видов детской деятельности, направленных на повышение педагогического мастерства, единства подходов к работе по повышению интереса к спорту и сознательного отношения к ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
2018