Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Краснова Е. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха, зрения, интеллекта

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf

В структуре основной образовательной программы дошкольного образования немалая роль отводится сенсорному развитию детей раннего возраста – развитию восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве.
Ранний возраст – важнейший период жизни ребенка для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этом возрасте, как утверждает Е.А. Янушко, «…познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработке» [5, с.3]. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой рта носа).
И.С. Погудкина отмечает: «Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также, а также запахе, вкусе и т.п.» [3,с.5]. Для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, подбираются индивидуальные игры с учетом их физиологических и индивидуальных особенностей. Например, большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. У глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим типом восприятия. Снижение функций зрения у слабовидящих детей неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедление и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушением зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего вида.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста с нарушениями в развитии должно строиться с учетом их индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Игры должны разрабатываться с постепенным усложнением и быть личностно-ориентированными для каждого ребенка. При организации работы с такими детьми следует помнить о поэтапности. Во время изучения свойств предметов – цвета и формы - необходимо сначала давать для познания один предмет, один цвет, затем, по мере изучения, добавлять по одному цвету, форме. Для детей с нарушениями зрения достаточно будет усвоить четыре основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый и три формы: круг, квадрат, треугольник. Во время организации и проведения занятий необходимо как можно чаще хвалить детей, особенно малышей с недостатками в развитии.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Дети с нарушениями слуха в своем развитии делают упор на зрение и манипулирование предметами. Часто дети с нарушениями слуха выполняют задания на интуитивном уровне. Например, если предложить ребенку набор разных по форме фигурок и доску с отверстиями для этих фигурок, то малыш, не дожидаясь задания взрослого, начнет вставлять фигурки в домики. Поставьте перед ребенком палочку и кольца двух цветов, предложите нанизать кольца, чередуя цвета. Малыш интуитивно начнет нанизывать все кольца.
Очень важным в сенсорном воспитании детей с нарушениями слуха является развитие слухового восприятия. Например, положите перед ребенком сначала картинку с нарисованным узором: бусы с чередованием цвета. Рассмотрите с малышом образец. Сделайте упор на то, что бусины чередуются в цвете. Все слова проговаривайте медленно, четко. Соблюдайте с ребенком зрительный контакт. После того как станете уверены в том, что малыш разобрался с образцом, предложите ему повторить узор с настоящими бусинами. Аналогичные игры можно проводить, используя палочки Кюизинера, где дети, тренируясь в зрительном восприятии, будут, согласно образцу или заданию воспитателя, чередовать цвета, выкладывать несложные предметы (молоточек из двух палочек, крышу домика, треугольник). Дети с нарушениями слуха стремятся прочитать задание по губам воспитателя, но это достаточно сложно для маленьких детей, поэтому старайтесь делать упор на образец и на четкое произнесение небольшого количества слов. Например, чтобы усвоить с ребенком цвета и развить цветовое восприятие, покажите ему один цвет, четко произнесите его, выделяя артикуляционно каждый звук, дождитесь, пока ребенок повторит вместе с вами. Затем из множества картинок предложите найти желтые предметы. Задание произносите четко: «Найди желтый», - этого вполне будет достаточно для отыскивания ребенком желтых предметов. Яркие, красивые картинки будут способствовать стимуляции активности малыша. Ребенок, для того чтобы поиграть с интересными картинками, яркими пособиями, будет стараться максимально вслушиваться в голос педагога, читать по губам задание. Аналогичным образом происходит организация процесса усвоения геометрических форм предметов. Очень важным в сенсорном воспитании детей с нарушениями слуха является развитие слухового восприятия.
Е. А. Янушко поясняет: «Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие человеческой речи, то есть формируется фонематический слух». [5, с.54].
Например, можно проводить такие дидактические игры на развитие физического слуха: «Постучим, погремим!», «Тук-тук», «Узнай по звуку», «Мишка и зайчик». Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры на развитие фонематического слуха «Кто там?», «Кто позвал», «Найди картинку». И. С. Погудкина предлагает следующие игры на развитие слухового восприятия: «Что как звучит?», «Слушаем звуки», «Кто как кричит», «Повтори звук», «Отгадай звуки», «Звуковые коробочки», «Действуй по звуку»[3, с. 40-41]. Очень важно при проведении таких игр создать оптимальный звук, не причиняющий дискомфорта ребенку.
Таким образом, организация процесса сенсорного воспитания детей с нарушениями слуха строится с учетом постепенности, четкости произнесения слов–наименований, наличия образцов, и обязательное условие - яркие, красочные дидактические пособия, вызывающие у детей интерес к деятельности.
Процесс сенсорного развития детей с нарушением зрения отличается от традиционного образовательного процесса. Для таких малышей важна неторопливость и постепенность. Основными объектами для сенсорного восприятия становятся объемные предметы различной формы: кубики, блоки, палочки Кюизинера. Дидактические игры с предметами должны быть основаны на практических действиях: изучении формы с помощью рук, сопоставлении предметов, наложении, примеривании. Для развития восприятия размеров предметов детям с нарушениями зрения предлагается сравнивать предметы с помощью наложения и сравнения, например, дидактическая игра «Бусы». На первых этапах познакомьте детей с круглой формой бусин. Бусины должны быть достаточно крупными. Это могут быть деревянные бусины, круглые шарики, крупные горошины. Знакомство с круглой формой у детей с нарушением зрения начинается с обследования предмета, его формы, выделения особенностей (нет углов, гладкая поверхность). Далее ребенку можно предложить для сравнения крупный шарик и поменьше. Когда ребенок научится сортировать на ощупь крупные и мелкие бусинки, попросите его нанизать их на ниточку, чередуя крупные и мелкие шарики. Аналогичным образом познакомьте с кубиком, попросите на ощупь отсортировать кубики и шарики, кружочки и треугольники. Хорошим закреплением будет игра «Бирюльки», когда дети из мешочка на ощупь будут вынимать предметы разной формы и называть их. Также игра «Сортер», «Вкладыши» и др. Таким образом, процесс развития восприятия величины и восприятия формы происходит одинаково, путем наложения, прикладывания, узнавания на ощупь, сравнения на ощупь. Сложнее происходит с развитием цветового восприятия. Игры, игровые пособия должны быть достаточно крупными и яркими. Такие пособия можно изготовить самостоятельно, например, дидактическая игра «Спрячь мышку». Для игры необходимо из яркого картона нарезать достаточно крупные квадраты, по центру, на белом квадрате, наклеить мышку. Ребенок, для того чтобы спрятать мышку, должен подобрать квадратик такого же цвета и закрыть им мышку. Для развития цветового восприятия у детей раннего возраста цвета вводят постепенно, сначала желтый и красный, затем синий и т.д. Цвета необходимо вводить по мере усвоения и четкого распознавания каждого цвета. Так же и с геометрическими формами. Огромную помощь в работе с детьми с нарушением зрения приносят блоки Дьенеша, имеющие разные формы, размеры, толщину, цвет. Они позволяют познакомить малышей с формой, цветом, размером, толщиной, развивать пространственные представления, представления о множестве, обобщать, сортировать, выделять сходства и различия и т.д. Незаменима роль игр, сделанных своими руками: «Геометрическое лото», «Подбери ключик», «Продолжи ряд», «Чего не хватает», «Что неправильно», «Разложи по коробочкам», «Коробочки с отверстиями разной формы» и др.
Очень удобно в работе с детьми с нарушениями зрения использовать Игры Воскобовича, «Ковролинографию», доски Сегена, игры Монтессори.
Все эти дидактические игры позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, фиксировать), развивать зрительное восприятие. В ходе игр, требующих усиления зрительного внимания, происходит развитие зрительной чувствительности. Постепенное усложнение игр, их интенсивности дает хорошие результаты к возрастанию и улучшению зрительных функций. Для сенсорного развития детей с нарушениями зрения сделайте упор на формирование осязания, слухового восприятия, тактильных ощущений. Целесообразно при обследовании одного предмета максимально использовать все возможные исследовательские навыки, например, яблоко можно понюхать, попробовать на вкус, определить на ощупь, по форме и т.д.
Для сенсорного развития детей с нарушениями зрения делайте упор на формирование осязания, слухового восприятия, тактильных ощущений. При обследовании одного предмета максимально используйте все возможные исследовательские навыки, тактильные, вкусовые, обоняние, сравнение, анализ.
Все эти разнообразные приемы позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, фиксировать), развивать зрительное восприятие. В ходе игр, требующих усиления зрительного внимания, происходит развитие зрительной чувствительности. Постепенное усложнение игр, их интенсивности дают хорошие результаты, наблюдается положительная динамика развития зрительных функций.
Очень часто самым распространенным нарушением развития детей раннего возраста является моторная неловкость, связанная с проблемами опорно-двигательной системы. Моторной неловкостью также могут страдать и дети с нарушениями зрения, слуха. Зачастую моторная неловкость становится причиной задержки речевого развития, интеллектуального, поэтому очень важно развивать моторику рук. Для развития мелкой моторики существует огромное количество самых разнообразных методик, игр – самоделок, дидактических столов, пособий, игровых дидактических моделей. Игры, направленные на развитие моторики, способствуют развитию речевых, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных функций.
Детям очень нравится играть в «Бирюльки», перебирать фасоль и горох, камешки, пересыпать песок, нанизывать бусинки, играть в шнуровки, собирать матрешек.
Предложите детям перебрать мозаику по цветам, разложить кружочки по баночкам соответствующих цветов, разложить желуди и шишечки, поиграть с различными видами замочков, защелок, шпингалетов.
Интересным и бесценным вариантом для развития моторики рук является работа с пластилином: раскатывание, разминание, размазывание, отщипывание требует работы рук, а порой и очень упорной, нелегкой для ребенка, например, «Бусинки в домиках». Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.
Игры с разноцветными крупными пуговицами также вызывают огромный интерес у детей: перекладывание пуговиц, застегивание пуговиц на дидактических моделях, сортировка пуговиц по форме или цвету. Сортировка пуговиц и кружочков или других предметов концентрирует внимание детей, активизирует все зрительные, тактильные анализаторы, например, «Витаминки в пузырьке». Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком, предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Дети раннего возраста с огромным интересом играют в шнурочки, ленточки. Особенно дети любят играть в игры, где можно пришивать детали: денежки к кошелечку, грибочки к ежику, листочки к дереву, рыбки к речке и т.д. Такие игры требуют большой концентрации внимания от малышей.
Малышам для развития мелкой моторики можно предложить огромное количество игр, направленных на создание узоров, например, украсить пластилиновое платье матрешке, выложить узор гречкой и пшеном; сделать из пуговиц башенку, пирамидку, неваляшку и т.д.
Кроме разнообразных игр с различным материалом: бусинками, камешками, кнопочками, застежками, пуговицами, крупой, песком и т.д. с детьми для развития мелкой моторики проводят пальчиковые игры. Это могут быть игры с чередованием слов и движений пальцев рук, а также пальчиковые игры с различными предметами: прокатывание карандашей, колючих резиновых мячиков, палочек между ладонями, игры с прищепками, пальчиковый кукольный театр и другие.
Таким образом, сенсорное воспитание детей раннего возраста с нарушениями мелкой моторики должно быть направлено на развитие умелости рук. Этому способствуют дидактические игры в бирюльки, игры с бросовым материалом: пуговицами, камешками, палочками, крупами, песком; дидактические пособия «Шнуровальные планшеты», «Баночки с секретом», «Шкатулочки», дидактические модули «Замочки», «Пуговки», а также пальчиковая гимнастика с движениями или с различным материалом: ежиками, карандашами и т.д. Развивать мелкую моторику рук необходимо всем детям с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательной системы и др.
Проблема воспитания сенсорной культуры детей раннего дошкольного возраста с нарушениями развития требует особого внимания со стороны психологов и педагогов.
Наиболее эффективными средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры, дидактические модели, пособия, бросовый материал. Дидактические игры могут быть использованы при усвоении любого программного материала, а также проводиться как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов.
Особенность использования игр для развития сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушениями в развитии связана с тем, что эти малыши усваивают материал медленнее, чем остальные дети, поэтому с ними необходима индивидуальная работа.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста с нарушениями в развитии должно строиться с учетом их индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Нелишним будет сказать, что в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, очень важна роль воспитателя, его стратегия, умение контактировать с детьми, поощрять ребенка при любом положительном изменении, что является непременным стимулом деятельности малыша.
Таких детей особенно важно хвалить как можно чаще, тогда воспитательно – образовательный процесс будет приносить детям не только радость, но и успехи в общем интеллектуальном развитии дошкольников.
Итак, результативность достигается за счет полного использования всех перечисленных выше компонентов игровой деятельности, дополнительных правил, использования различных предметов, а также за счет серьезной предварительной подготовки воспитателя, планирующего и прогнозирующего предварительные результаты деятельности.
Библиографический список
1. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста. – М.: Сфера, 2011.
2. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М.: Сфера,
2012.
3. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
4. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
5. ЯнушкоЕ.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез
2020